Зоологи установили, что маскировка каракатицы под окружающий пейзаж сложнее, чем считали ранее. Моллюск использует когнитивные возможности для считывания паттернов вокруг себя и воспроизводит их в виде целого спектра непохожих узоров и их сочетаний на своем теле.
Наряду с кальмарами и осьминогами каракатицы (скажем, каракатица лекарственная — Sepia officinalis) относятся к высокоорганизованным головоногим моллюскам. Они обитают в морях на различной глубине, где ведут хищный образ жизни и порой удивляют сложностью своего поведения.
Фирменной чертой каракатиц, обычно плавающих возле дна, считается знаменитый камуфляж. Оказавшись на определенном фоне, эти животные изменяют цвет и узоры на поверхности тела благодаря специальным хроматофорным клеткам, которыми управляет их мозг.
Раньше ученые считали, что регуляция адаптивного камуфляжа каракатиц довольно проста: есть якобы всего три основных паттерна, среди которых моллюск «выбирает» самый подходящий. Однако, согласно новой статье, опубликованной учеными из Лондонского городского университета (Великобритания) в журнале Current Biology, все намного сложнее.
В своем маскирующем узоре каракатица использует примерно 30 разных простых паттернов. Благодаря этому животное реалистично воспроизводит морское дно вокруг себя. Чтобы понять, как это удается каракатице, ученые проверили, задействует ли она при этом когнитивные возможности.
Пятнадцать каракатиц посадили в емкости с необычным фоном. Некоторым достались «помещения» с серыми стенками, другим — с простым узором, например мелкими белыми или черными квадратами, белыми полосками, в клеточку и так далее — всего семь различных типов.
В ответ на это каракатицы приобрели странный камуфляж, который не воспроизводит непривычные для морского моллюска геометрические фигуры. Более того, он оказался не тем, что ожидали увидеть ученые. Животных сфотографировали, проанализировали изображения и отметили, какие из 30 доступных каракатице паттернов заметны на фото.
Для этого зоологи использовали анализ данных, а именно — метод главных компонент (PCA). Он позволяет разделить множество описывающих данные точек, получив их проекцию на двухмерное пространство со специально подобранными новыми осями координат (главными компонентами). Однако выделить четкие группы паттернов в этом случае не вышло, что противоречит гипотезе о простых «элементах» в основе камуфляжа моллюска.
Видимо, каракатицы все же используют целый спектр паттернов, активируя и регулируя их по мере надобности. Для этого моллюску не обойтись без некоторых «умственных усилий» и когнитивных способностей. Такая модель камуфляжа предусматривает иерархию реакций — их очень много, но среди них легко выделить большие и маленькие группы.
«Каракатицы стали прекрасной возможностью исследовать зрительное восприятие на примере диковинного вида, который отображает то, что он увидел, в виде узоров на своем теле», — рассказал Кристофер Тайлер (Christopher Tyler), профессор Лондонского городского университета.