Ученые показали, как стресс влияет на ускорение и замедление работы внутренних биологических часов.
Работа организма человека регулируется различными ритмами — «часами», среди которых выделяют, например, циркадные ритмы — внутренний ритм с периодом около 24 часов, знакомый нам как цикл «сон-бодрствование». Чтобы работа таких часов приносила пользу, они должны быть синхронизированы с внешним миром: так, циркадный ритм зависит от световой информации. Однако, кроме 24-часовых циркадных ритмов, есть другие биологические ритмы, чья работа тоже зависит от внешних факторов.
Ученые из Йельского университета изучали работу одних таких биологических часов, получивших название GrimAge: с их помощью можно оценить биологический возраст человека, отслеживая химические изменения в ДНК, которые возникают по мере того, как человек стареет. Они задались вопросом: как хронический стресс может влиять на работу этих часов?
Известно, что хронический стресс воздействует на повышение риска сердечно-сосудистых заболеваний, формирования зависимостей, расстройств настроения и даже посттравматического стрессового расстройства. Есть ли тогда возможность, например, замедлить работу биологических часов и тем самым продлить период «хорошего» здоровья?
Чтобы найти ответ на эти вопросы, ученые пригласили к участию в исследовании 444 человек в возрасте от 19 до 50 лет. Каждый сдавал анализ крови для определения как связанных с возрастом химических изменений, которые влияют на работу часов GrimAge, так и других маркеров оценки общего состояния здоровья. Участники также заполняли опросники, где путем самоотчета определялся их уровень стресса и психологической устойчивости.
Результаты исследования, опубликованные в журнале Translational Psychiatry, показали, что стресс действительно заставляет «идти быстрее» эти часы. Даже после того, как были учтены демографические факторы и поведенческие характеристики, такие как курение, индекс массы тела, уровень социально-экономического статуса, заработка, эта зависимость продолжала подтверждаться. Более того, у участников, у которых отмечался высокий уровень хронического стресса, не только отмечались маркеры, связанные с более «старшим» биологическим возрастом, но и другие физиологические изменения, например инсулинорезистентность.
Однако, как показали ученые, этот эффект можно ослабить за счет обучения регулированию своего эмоционального состояния и повышенного самоконтроля. У участников, у которых отмечали высокие баллы по этим двум параметрам, в меньшей степени проявились изменения, связанные с хроническим стрессом.