Астероид Оумуамуа, комета Борисова и другие гости из межзвездного пространства вызвали много вопросов. Откуда они родом? Как покинули свою систему и попали к нам? Сколько их еще блуждает вокруг Солнечной системы? Астрономы пришли к выводу, что каждая звезда по мере движения по галактике оставляет позади себя длинный шлейф своих потерянных астероидов. Это означает, что Солнце должно оказываться в таком потоке очень часто, и нас ожидает множество встреч с этими необычными небесными телами.
Астероиды Пояса Койпера в представлении художника / © ESO/M. Kornmesser
Межзвездный объект в обнаруженном в 2017 году Оумуамуа распознали прежде всего по траектории его движения: астероид летел по гигантской гиперболе, причем под сильным наклоном к той плоскости вращения, которой придерживается большая часть «населения» Солнечной системы. К тому же он двигался быстрее, чем «местные» астероиды, — промчался мимо Солнца на скорости 87 километров в секунду.
Спустя два года по похожим признакам нашли первую известную науке межзвездную комету Борисова. Потом ученые стали просматривать архивные данные и выяснили, что еще в 2014 году межзвездный объект CNEOS14 не просто явился, а упал в Тихий океан.
Теперь астрономы практически уверены, что такие посланники издалека прилетают к нам постоянно, просто мы лишь недавно научились их выявлять. Поэтому интересно, как они покидают родную систему и начинают блуждать по межзвездному пространству. Недавно об их судьбе рассказали исследователи из Новой Зеландии, Великобритании, Нидерландов и США. Своими расчетами они поделились в статье, доступной на сервере препринтов arXiv.org. По мнению ученых, такие объекты — результат естественного хода жизни звездных систем.
Астрономы исходят из давнего предположения, что Солнечную систему окружает гигантская сфера в основном из ледяных глыб — гипотетическое Облако Оорта. Если это так, то можно ожидать, что аналогичные сферы должны окружать и другие звезды. Тогда по мере их движения вокруг центра Галактики какое-то количество небольших небесных тел может «теряться по дороге». В конце концов эти объекты начинают самостоятельно двигаться вокруг галактического центра и вытягиваются в длинные космические «реки».
Как подчеркнули исследователи, в каждом таком потоке на самом деле должно быть примерно столько же небесных тел, сколько гальки в стокилометровом речном русле. Компьютерное моделирование показало, что на пути Солнечной системы может оказаться примерно миллион разветвленных потоков межзвездных астероидов. Интересно, что при встрече с новыми внесолнечными объектами даже можно будет сравнивать особенности их поведения и таким образом распознавать в них «братьев», то есть когда-то принадлежавших одной и той же звезде или одному и тому же скоплению.