Археология

Археологи раскрыли историю людей, погребенных в уборной римской термы под Эдинбургом

Ученые не только получили данные о диете жителей Шотландии VI-VII веков нашей эры, но и выяснили, что они имели возможность перемещаться.

Коллектив ученых из Абердинского университета, Эдинбургского музея, Университета Рединга и Ноттингема (Великобритания) провели мультиизотопный анализ останков людей, погребенных в групповой могиле в уборной бани римского форта в Крамонде — пригороде Эдинбурга, столицы Шотландии. Результаты работы опубликованы в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.

Захоронение обнаружили еще в 1975 году, поначалу считалось, что там лежат тела жертв чумы или кораблекрушения XIV века. Однако, как показал радиоуглеродный анализ, эти люди жили примерно на 800 лет раньше, в VI-VII веках, то есть в период раннего Средневековья.

Как отмечают авторы работы, информация о первых веках исторических областей Шотландии сильно зависит от археологических исследований из-за нехватки письменных источников. Та эпоха характеризуется важными культурными и социальными преобразованиями в регионе, в том числе развитием более выраженных иерархических структур, столкновением соперничающих политических сил и распространением новых идеологий. 

В первой половине первого тысячелетия Шотландия была разделена в том числе этнически: тогда эту территорию населяли три основные группы — скотты в Дал Риаде (гэльское королевство) на западе, пикты на большей части севера и бритты на юге. Пикты совершали регулярные набеги на южные земли, занятые различными британскими племенами. Ученые полагают, что в V веке бритты позвали германские племена — англов, ютов и саксов — для борьбы с угрозой с севера. Хотя археологи подтвердили прибытие в тот период людей из Европы, влияние и характер этой миграции были сложнее, чем считалось. В итоге после ухода римлян регион столкнулся с борьбой за власть и конфликтами, усугубленными экспансией английских войск.

«Учитывая в целом консервативный характер рациона жителей раннесредневековой Шотландии, более глубокое его понимание могло бы, в свою очередь, улучшить наше понимание межгрупповых или внутригрупповых трансформаций в столь неспокойные времена», — пишут ученые. Как показали предыдущие исследования, в основном диета жителей того периода состояла из мяса домашнего крупного рогатого скота, далее по популярности шли свиньи, овцы и козы. Еще выращивали ячмень и пшеницу, а вот о морских источниках пищи известно мало.

Итак, археологи получили данные о пищевых привычках и передвижениях девяти взрослых человек — пяти женщин и четырех мужчин. На скелетах некоторых из них выявили следы насилия и черепно-мозговой травмы. Все они были захоронены в уборной, примыкающей к северной стороне фригидария римской термы в Крамонде, который расположен к югу от устья Ферт-оф-Форт и в непосредственной близости к реке Алмонд (тем самым пункт получил идеальную возможность для торговли и контактов).

Карта с указанием расположения Крамонда (слева) и римского форта (справа) / © Archaeological and Anthropological Sciences

Этот район заселили в середине девятого тысячелетия до нашей эры. Римский форт, к которому пристроили баню (или терму), был основан во время вторжения Антонинов в Шотландию в 142 году нашей эры — как отдаленное прикрытие восточного фланга вала Антонина между ним и римским фортом Инвереск на востоке. Римские войска занимали форт до 160-х годов нашей эры. В начале III века нашей эры его повторно оккупировали во время кампании императора Септимия Севера, а затем на некоторое время забросили. 

Баню неоднократно использовали и перестраивали, значительная часть ее оригинальной конструкции была разрушена в результате средневековых и более поздних заселений этого места, а также явных нашествий грабителей в XVII веке. Судя по большому числу водяных полевок в месте исследования и наличию останков земноводных, район, вероятно, пережил множество наводнений, вследствие которых там скапливалась вода. Из-за этого археологи сравнивают изученные останки со знаменитыми «болотными телами».

Человеческие скелеты в целом хорошо сохранились. Возраст людей на момент смерти варьировался от 18-25 лет до 45 лет и старше (в том же месте покоились тела младенцев, но их связь со взрослыми не удалось подтвердить). На останках, лежащих выше остальных, заметны следы эрозии и выветривания — по-видимому, какое-то время скелеты были обнажены. Один мужчина, умерший примерно в 26-35 лет, имел зажившую травму правой теменной кости и, возможно, вдавленный линейный перелом задней части той же кости. На черепе другого молодого человека того же возраста присутствуют следы колото-резаной раны правой теменной части. Девушке (18-25 лет) прямо перед смертью нанесли тяжелую тупую травму с правой стороны черепа, а женщина старше 46 лет получила окостеневшую гематому в правой теменной кости.

Анализ костного коллагена показал, что рацион этих людей состоял в основном из белковой пищи, мяса домашних животных, а также вторичных продуктов — например, молока. «Зависимость от наземных ресурсов и отсутствие потребления морской рыбы в период раннего Средневековья, как на суше, так и в прибрежных районах, — тенденция, которая наблюдалась в других местах в Англии, Уэльсе и Шотландии в ту эпоху. Это согласуется с идеей о том, что потребление морской рыбы становится заметнее с X века. Причины, вероятно, различны: не только влияние христианских традиций в питании после Бенедиктинской реформы в Англии, но и усиливающаяся урбанизация и одновременное/последующее развитие рыбной промышленности и торговли в Северном и Балтийском морях», — пишут авторы работы.

По анализу изотопов стронция и кислорода можно предположить, что большинство людей из изученной группы были местными, кроме одного мужчины и одной женщины. Скорее всего, они родились и провели детство на Внутренних Гебридских или Шетландских островах либо в районах «внутренней» Шотландии, вдоль Западного нагорья или Ланаркшира. Таким образом, результаты ученых показывают, что в то время население было мобильным и перемещалось, а социальные и культурные границы, существовавшие между различными народами Шотландии в период раннего Средневековья, не были жесткими. 

Хотя два человека не родились в Крамонде, они прожили там значительную часть жизни и придерживались схожей диеты с людьми, идентифицированными как местные. Поскольку их всех похоронили вместе, вероятнее всего, это говорит о родственных связях или об одном сообществе. 

«Существует предположение, что путешествия в тот период были ограничены, учитывая отсутствие хороших дорог и политические разногласия. Однако анализ захоронений из Крамонда наряду с другими раннесредневековыми захоронениями в Шотландии показывает, что не было ничего необычного в том, чтобы тебя хоронили далеко от места, где ты вырос», — отметили ученые. Но, так как некоторые люди умерли насильственной смертью, говорить об их долгой и благополучной жизни нельзя.