В пещере Лапа-ду-Санту на территории современной Бразилии обнаружили останки четырехлетнего ребенка, страдавшего от этой болезни.
В научном сообществе на сегодня нет единого мнения о происхождении сифилиса. Долгое время считали, что эта болезнь — своего рода месть индейцев Нового Света европейским завоевателям. Согласно этой гипотезе, конкистадоры заразились им от аборигенов Америки, а первоисточником якобы был остров Гаити.
История выглядела вполне гладко. Известно, что многие из тех, кто плавали в Новый Свет в первых экспедициях, но не остались там, позже присоединились к армии Карла VIII Валуа и принесли сифилис в завоеванную французским королем Италию. Оттуда эпидемия пошла по Европе.
В 2008 году вышел ряд статей генетиков, которые подтвердили, что сифилис, бушующий в Европе и неизбежно проникнувший в Азию, имеет южноамериканское происхождение: была доказана родственная связь между бледной трепонемой (Treponema pallidum) и трепонемами Нового Света.
Позже находки, сделанные археологами, а также открытия криминалистов и даже судебных медиков поставили эту гипотезу под сомнение. В 2015 году австрийские исследователи обнаружили останки подростка, жившего в XIV веке (то есть до путешествия Колумба) и страдавшего от врожденного сифилиса.
Эта находка подпитала сразу две гипотезы о происхождении сифилиса, которые существовали и ранее, но считались не слишком достоверными. Сторонники первой считают, что сифилис существовал в Европе как минимум со времен Античности. Приверженцы второй полагают, что болезнь прибыла из Африки.
Бразильские ученые провели исследование останков четырехлетнего ребенка, которого похоронили в пещере Лапа-ду-Санту (восточная часть современной Бразилии) не менее чем 9400 лет назад — это консервативная оценка, которую можно увеличить до десяти тысяч лет. Работа с результатами принята к публикации в International Journal of Osteoarchaeology.
Пещера Лапа-ду-Санту — один из самых важных памятников раннего голоцена в Америке. На сегодня там нашли 195 погребений очень высокой сохранности. Почти все они надежно датированы. Пещеру никогда не грабили, что позволило исследователям изучить погребальные практики тех времен.
Четырехлетнего ребенка похоронили лежащим на боку, но никакие погребальные обряды, оставившие следы, над ним не совершали (то есть не применяли пигменты, не сжигали ничего и не клали в могилу какие-либо предметы). Первоначально этот скелет привлек внимание исследователей, потому что был слишком маленьким. Ребенок умер в четыре года (возраст определили по общему развитию скелета), но его рост соответствовал нормам для полутора-двух лет.
При этом у скелетов других людей, похороненных в пещере, ученые не нашли никаких признаков того, что обитатели тех мест страдали от недостатка пищи или каких-либо важных микроэлементов. Скелет ребенка также не был похож на останки детей, у которых диагностировали рахит.
Вместо рахита исследователи нашли у него некоторые костные поражения и несколько стоматологических изменений, характерных для сифилиса. Костные изменения присутствуют в его левой бедренной кости, левой локтевой кости, а также в черепе.
Зубы в таком возрасте были еще молочными, но находились на момент смерти ребенка в очень плохом состоянии — не характерном для его соплеменников. Авторы работы считают, что врожденный сифилис стал и причиной маленького роста ребенка: трепонематозы могут поражать гипофиз и вызывать нанизм или задержку роста.
По словам исследователей, они достоверно установили, что сифилис присутствовал в Южной Америке еще десять тысяч лет назад. При этом они отмечают, что в пещере Лапа-ду-Санту этот пример — единственный. Все остальные погребенные от сифилиса не страдали.
Ближайший пример находки древнего сифилиса — археологический участок Сантана-ду-Риашу в 60 километрах от Лапа-ду-Санту. Обнаруженный там скелет женщины, болевшей сифилисом, тоже относится к раннему голоцену.
То есть сифилис был, но встречался еще нечасто. Спустя тысячелетия это заболевание уже распространилось гораздо шире: на кладбище в Вирджинии (США), датированном 925 годом нашей эры, большинство скелетов имеют признаки сифилиса. И это возвращает нас к вопросу о его происхождении.
Мы прекрасно знаем, что Колумб не был первым из европейцев, достигших Нового Света. То есть к подростку, жившему на территории современной Австрии в XIV веке, болезнь могла попасть не с юга, а с севера — от викингов. А если вспомнить о путешествиях Тура Хейердала, то вполне возможной представляется и африканская гипотеза — только с тем условием, что и на Черный континент сифилис попал из Америки.
Комментарии
Вообще-то, подобне поражения костей могут вызывать и другие трепонематозы, отличные от сифилиса, наример, беджель. Они присутствовали в тропических районах Старого Света (включая южный Китай) задолго до распространения сифилиса - да и в Новом Свете, в той же Бразилии.