Оружие и техника

Крадущийся «Охотник», затаившийся «Аллигатор»: ударные вертолеты России получили новое рождение

Появление глубокого модернизированных Ка-52М и Ми-28НМ позволит переосмыслить концепцию применения ударных вертолетов: обновленные машины способны поражать танки и другую бронетехнику на огромном расстоянии. Плохо это или хорошо – другой вопрос. Но Naked Science попробовал разобраться, кто из этих двоих технологичнее.

Хорошая наследственность

Для России ударные вертолеты всегда были поводом для гордости: сыграли свою роль как культ советского ВПК, так и «пиар» отдельно взятых винтокрылых машин вроде Ка-50 «Черная акула». Есть еще одна, более объективная причина: только единичные страны могли, могут или смогут в обозримом будущем производить собственные ударные вертолеты. Примечательно и то, что Россия имеет сразу несколько платформ, позволяющих их создавать. Кроме устаревшего и не очень удачного с концептуальной точки зрения Ми-24 (вертолет создавался как «летающая БМП», но на практике десантный отдел оказался почти не нужен), есть Ка-52 и Ми-28.

Правда, в России не забыли и про «старичка» Ми-24. Одной из последних его версий стал Ми-35ПМ, имеющий новый несущий и Х-образный рулевой винт с лопастями, выполненными из композиционных материалов. Поскольку сейчас разные варианты Ми-24 эксплуатируются огромным числом стран, Россия, очевидно, и дальше будет улучшать легендарную винтокрылую машину.

Ка-50 «Черная акула» / Фото: airwar.ru

Немного об общей концепции. Совершивший первый полет 10 ноября 1982 года Ми-28 стал, по сути, «советским Apache», который поднялся в небо в 1975-м. Обе машины имеют несущий и рулевой винты, для обеих выбрали трехточечное шасси и тандемное (когда летчики находятся друг за другом) расположение членов экипажа. В самом широком смысле и Ми-28, и Apache – аналоги американского Bell AH-1 Cobra времен Войны во Вьетнаме, ставшего первым в мире специально спроектированным серийным боевым вертолетом. Выбранная концепция многократно доказывала свою эффективность. Достаточно сказать, что сейчас AH-64 Apache – самый массовый серийный ударный вертолет в мире: число построенных машин давно перевалило за полторы тысячи.

Ми-28Н «Ночной охотник» / Фото: warbook.club

Ми-28 на сегодня произвели серией чуть более 120 экземпляров. Откуда такая разница? Современная, способная действовать ночью версия вертолета, которую назвали Ми-28Н, появилась только во второй половине 90-х, а из-за финансовых проблем в стране на вооружение вертолет приняли только в 2013 году.

История с Ка-52 в чем-то схожа, а в чем-то отличается. Вертолет правильнее назвать не аналогом Apache, а работой над ошибками, допущенными при создании упомянутой выше «Черной акулы». Одноместная машина при всех своих достоинствах ставила летчика в почти «экстремальные» условия, когда ему приходилось одновременно выполнять функции пилота и оператора вооружений. Главное оружие вертолета – противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» – имеет лазерное наведение. Значит, вплоть до момента поражения цели летчик должен направлять луч лазера прямо на нее, что сковывает его в маневре и делает психологическую нагрузку еще серьезнее.

Ка-52 «Аллигатор» / Фото: hi-tech.mail.ru

Для вертолета Ка-52, оснащаемого теми же «Вихрями», проблема остается актуальной и в наши дни. Однако два члена экипажа имеют куда больше шансов выполнить задачу и вернуться домой.

Отметим, что ранее появилась информация о закупке ракет «Вихрь» для вертолетов Ка-52: о применении в Краснодарском крае «Вихря-1» с борта этих машин стало известно в октябре 2020-го. Всего, по данным официального печатного органа правительства Российской Федерации, израсходовали 30 ракет.

Отметим, что, в отличие от Ми-28, для Ка-52 выбрали схему расположения членов экипажа бок о бок: как на фронтовом бомбардировщике Су-24 или на самолетах стратегической авиации. Правильно это или нет – другой вопрос. В теории при таком расположении пилоты получают более широкие возможности для взаимодействия в боевых условиях, однако боковой обзор для командира и оператора вооружения при этом ограничен.

Старые проблемы и новые вертолеты

Несмотря на разные компоновки, после ввода в эксплуатацию и Ми-28, и Ка-52 столкнулись с похожими трудностями. И хотя официальные СМИ не скупились на похвалу, вертолеты страдали от характерных для новой техники детских болезней, недоработок систем, отсутствия современных вооружений и так далее.

Самым показательным в этом отношении стало заявление бывшего главкома Воздушно-космических сил России Виктора Бондарева, сделанное несколько лет назад, после применения российских вертолетов в Сирии. Оно касалось строевых Ми-28Н. «Электроника провальная: ничего летчик не видит, ничего не слышит», – заявил военный. По его словам, очки ночного видения летчики называют «смерть пилотам». «Когда безоблачно – все прекрасно, как только дымочка какая-то, то летчик потом три дня ходит с красными глазами», – отметил Бондарев.

В среде авиалюбителей у Ка-52 репутация традиционно лучше, однако проблемы такого рода не обошли и этот вертолет. В 2018 году в издании Defence Blog появилась информация о том, что поставленные Египту машины представляют собой ворох технических проблем. Трудности, в частности, касались двигателей ВК-2500, которые якобы при высокой температуре воздуха сильно теряют тягу на разных режимах работы. Вскрылись и проблемы с бортовой электроникой, которые среди прочего мешали навигации вертолета.

Перечисленные проблемы нельзя назвать «неустранимыми»: когда-то с чем-то похожим сталкивался и Apache, и Eurocopter Tiger, и вообще любой сколько-нибудь современный авиационный комплекс. Теоретически устранить трудности можно без серьезной переделки машины, однако в России решили иначе. Глубоко модернизированные вертолеты Ми-28НМ и Ка-52М будут иметь существенные отличия как от базовых советских версий, так и от более новых модификаций, принятых на вооружение в 2000-х.

Ми-28НМ: потенциально лучший

Первый полет глубоко модернизированный Ми-28 совершил 29 июля 2016 года, а летом 2019-го СМИ сообщили о первом полете Ми-28НМ установочной партии, построенного для российского Министерства обороны на АО «Роствертол». В декабре прошлого года стало известно, что Вооруженным силам передали первые ударные Ми-28НМ: всего контракт от 2019 года предполагает поставку ВКС 96 таких вертолетов.

Вертолет Ми-28НМ / Фото: voennoedelo.com

Отличить новую машину от старой не составит труда: Ми-28НМ имеет округленную носовую часть вместо заостренной на Ми-28А, Ми-28Н, Ми-28УБ (учебно-боевая версия Ми-28Н, имеющая дублированное управление). Дело в том, что вертолет лишили носовой антенны устаревшего радиокомандного управления противотанковыми ракетами «Атака», которое ранее размещалось в носовой части фюзеляжа и имело крупный обтекатель.

Основные улучшения Ми-28НМ:

  • Штатная установка надвтулочной радиолокационной станции типа Н025;
  • Применение двух двигателей ВК-2500П вместо ВК-2500;
  • Повышение осведомленности членов экипажа;
  • Возможность применения новых авиационных средств поражения.

Ключевая особенность нового двигателя – применение электронной системы автоматического управления типа FADEC, снижающей трудоемкость технического обслуживания и повышающей безопасность полетов и технические характеристики машины. Мощность двигателя на чрезвычайном режиме повышена с 2700 до 2800 лошадиных сил.

Много это или мало? Следует понимать, что Ми-28Н/НМ – один из самых тяжелых ударных вертолетов в мире: нормальная взлетная масса составляет 10 900 килограммов. Для сравнения: у AH-64D Longbow при мощности двух двигателей по 1890 лошадиных сил нормальная взлетная масса – 7500 килограммов. Ми-28НМ – не самая «проворная» винтокрылая машина, что компенсируется ее солидной боевой нагрузкой в 2300 килограммов на четырех внешних узлах подвески, а это выше показателей того же Apache.

Важнее новых двигателей – другая особенность Ми-28НМ, которую мы упоминали выше. Это надвтулочная радиолокационная станция. Российские строевые вертолеты Ми-28Н лишены такой РЛС, хотя американский AH-64D Apache Longbow давно получил радиолокационную станцию миллиметрового диапазона AN/APG-78 Longbow: она размещена в обтекаемом контейнере над втулкой несущего винта, подобно тому, как это сделали на новой версии Ми-28. РЛС позволяет Apache Longbow быть более эффективным в бою, а главное – применять ракету AGM-114L Longbow Hellfire, оснащенную активной радиолокационной головкой самонаведения с принципом «выстрелил и забыл».

Ми-28Н, Ми-28НМ / Фото: topwar.ru

Кстати, о вооружении (это, пожалуй, второе по значимости улучшение Ми-28НМ). В качестве основного оружия Ми-28Н использует устаревшие ракеты типа «Атака» с дальностью шесть-восемь километров: это меньше, чем у американского Hellfire (около десяти) и советского «Вихря», который вертолет применять не может.

В случае Ми-28НМ паритет с западными машинами (возможно, даже преимущество над ними!) должна дать «таинственная» ракета, известная как «изделие-305». «Для Ми-28НМ создается новая ракета, «изделие-305», предназначенная для круглосуточного поражения бронетехники и железобетонных укреплений. Дальность применения ракеты составляет более 25 километров», – заявил в 2019 году ТАСС осведомленный источник. Тогда же стало известно, что Россия проводит в Сирии испытания «изделия-305» с борта Ми-28НМ.

Характеристики ракеты достоверно не известны. По данным из открытых источников, ее дальность может достигать 100 (!) километров при углах пикирования на цель более 60-70 градусов, что делает перехват задачей крайне сложной. Ракета должна получить многодиапазонные головки самонаведения и биспектральные инфракрасные датчики. Часть пути «изделие-305» будет преодолевать под управлением инерциальной системы навигации, а при подлете к цели включается головка самонаведения.

Проще говоря, она сможет эффективно действовать днем и ночью, в любых метеоусловиях и реализуя принцип «выстрелил – забыл». При этом экипаж будет получать видеосигнал с ракеты по защищенной информационно-командной радиолинии. Таким образом, ракета для Ми-28НМ сможет превзойти не только отечественные, но и все западные аналоги – как существующие, так и перспективные.

Здесь, впрочем, нужна ремарка. В ряде СМИ «изделие-305» упоминают как «крылатую ракету». Обычно крылатой называют ракету, траекторию полета которой определяют аэродинамическая подъемная сила крыла, тяга двигателя и сила тяжести. Такие изделия могут оснащаться мощными боевыми частями и имеют отличный боевой радиус (что хорошо объясняет озвученную ранее дальность «изделия-305»). С другой стороны, крылатые ракеты, представляя собой «мини-самолеты», зачастую дороги и имеют большие массу и габариты. Справедливости ради, на Западе существуют относительно небольшие и дешевые КР, такие как новейшая SPEAR-3 для истребителей. Однако это скорее исключение, да и опыта создания универсальных мини-боеприпасов большой дальности у России, говоря откровенно, немного.

Скорее всего, «изделие-305» больше и тяжелее обычных авиационных ПТУР. Вероятно, ракета имеет массу до 200 килограммов: для сравнения, представители семейства «Атака» имеют массу примерно 40 килограммов, а ПТУР «Вихрь» – 45 килограммов. Прямо следует из этого предположения, что вместо 16 ракет типа «Атака» вертолет Ми-28НМ сможет взять до четырех новых, по одной на каждом держателе. Больше при существенно возросших габаритах авиационных средств поражения просто не поместится.

ПТУР «Вихрь» / Фото: wikipedia.org

При таком вооружении его возможности (во всяком случае, по максимальной дальности поражения цели) приблизятся к истребителям-бомбардировщикам и существенно превзойдут в этом штурмовик Су-25СМ первых серий. С другой стороны, как противотанковое оружие ракета выглядит избыточной и дорогой, а уменьшение максимального количества ракет явно не пойдет на пользу ударному вертолету, для которого борьба с множеством небольших целей – одна из главных задач. Проще говоря, вопрос вооружения российских ударных вертолетов остается открытым – и не факт, что «изделие-305» сможет здесь что-то принципиально изменить.

Ка-52М: «Аллигатор» рвется в бой

На сегодня Россия произвела около 170 вертолетов Ка-52: они были, есть и будут одними из основных вертолетов отечественных ВКС. Перечисленные выше проблемы побудили создать улучшенную версию машины – Ка-52М. Первый полет она совершила 10 августа 2020 года. В мае 2019-го замминистра обороны Алексей Криворучко заявил о планах заключить контракт на закупку 114 модернизированных Ка-52М.

Ка-52М / Фото: pikabu.ru

Основные улучшения Ка-52М:

  • Улучшенная оптико-электронная система ОЭС-52 с увеличенной дальностью обнаружения и распознавания целей;
  • Новый радиолокационный комплекс с активной фазированной антенной решеткой;
  • Новый интерьер кабины;
  • Возможность применения упомянутой ракеты «изделие-305».
Кабина Ка-52 / Фото: wikipedia.org

Лопасти несущего винта Ка-52М получили более мощный нагревательный элемент, позволяющий эксплуатировать вертолет в арктических условиях. Машина также имеет колеса шасси с повышенной несущей способностью и износостойкостью.

Перейдем к главному ноу-хау. Как известно, одна из главных особенностей базовой версии Ка-52 – применение радиолокационного комплекса переднего обзора миллиметрового диапазона «Арбалет», антенна и часть модулей которого размещены в радиопрозрачном носовом обтекателе. Он выявляет препятствия на пути вертолета (при низкой высоте полета) и способен идентифицировать цели.

По некоторым данным, Ка-52 получит радиолокационную станцию В006 «Резец» с активной фазированной антенной решеткой, обладающей 640 приемопередающими модулями. По словам директора Бюро военно-политического анализа Александра Михайлова, она позволит Ка-52 обнаруживать цели вроде танка на дальности 45 километров, корабли типа эсминец на дальности 150 километров, а истребители – на дистанции 50 километров.

«Сообщалось, что модернизированный «Аллигатор» получит новую броню и новые топливные баки, новый радар, новые ракеты и другие обновления, задача которых – увеличить возможности вертолета по защите экипажа, по обнаружению целей, по поражению техники и личного состава противника, – отметил в 2020 году Александр Михайлов в комментарии «Известиям». – По сути, речь идет о модернизации Ка-52, стоящего на вооружении ВКС России. Модернизация производится в том числе с учетом опыта применения «Аллигатора» в боевых действиях в Сирийской Арабской Республике». Добавим, что испытания Ка-52М могут завершиться в первой половине 2020-х, после чего машину могут начать поставлять в войска.

Какой же вертолет лучше – Ми-28НМ или Ка-52М? Однозначного ответа нет. Это обусловлено как отсутствием детальной информации об этих машинах, так и возможными техническими недоработками, которые только предстоит устранить.

Ми-28НМ выглядит предпочтительнее, если говорить о размещении членов экипажа и схеме расположения винтов, которая на сегодня более привычна и проверена – в масштабе всего мира. Не стоит забывать и об опыте (пусть и относительно небольшом) боевого применения вертолета в Сирии. Среди преимуществ Ка-52М – мощная радиолокационная станция с АФАР и возможность применять сверхзвуковые ракеты «Вихрь», которые, впрочем, как мы уже говорили выше, нельзя назвать в полной мере современными.

По своим летно-техническим характеристикам машины схожи, используют один тип стрелкового пушечного вооружения – 30-миллиметровую пушку 2А42. Ка-52М еще предстоит пройти путь, который уже преодолел Ми-28НМ, и доказать, что он сможет эффективно участвовать в бою: все-таки разница между началом летных испытаний машин составляет четыре года.

Возьмем на себя смелость назвать Ми-28НМ потенциально лучшим российским ударным вертолетом именно сегодня. О том, сможет ли он превзойти последнюю версию «Апача» – AH-64E, – можно будет судить лишь после официальной презентации новой ракеты – «изделия-305». Или ее условного аналога.

Сейчас в России создают принципиально новый скоростной ударный вертолет, который может оставить позади (во всех смыслах) и модернизированный Ка-52, и улучшенный Ми-28. Так что вечное противостояние «Ночного охотника» и «Аллигатора» может завершиться само собой, без проигравшего и победителя.

Комментарии

  • Такое впечатление, что статью писал человек, увидевший вертолёт впервые и мало понимающий, чем он отличается от самолёта К сожалению и командование нашей армии (именно командование, а не руководство) имеет своё видение будущего армейской авиации. Скоро вертушку к вылету будут готовить, как космический корабль. О том, что бы работать из засады, в чистом поле, разговоров уже нет лет тридцать. Так зачем тогда вертолёт нужен?

    • Совершенно ничего не мешает высказать свою точку зрения на развитие авиации, командования и вертолетов в частности, в разделе "сообщество" Его для того и создали.

    • а что можно предложить вместо него?да ничего-ответ!

  • Вертолет должен разрабатываться под определенные задачи. Конечно, он должен обладать необходимой скоростью, которую может обеспечить изменяемый вектор тяги или дополнительное оборудование. Над этим уже работали инженеры фашистской Германии. У нас же эти разработки топчутся на месте, кем-то тормозятся, а уже скоро появятся в некоторых городах мира воздушные такси.