Разумеется, что самих кораблей, лежащих на большой глубине, куда заглянуть пока что не может ни один орбитальный аппарат, на этих снимках не видно. Зато, как отмечают Матиас Байе (Matthias Baeye) и его коллеги, на мелководье они оставляют следы в виде потока взвешенных частиц, уносимых течением. Ученые показали, что возможностей современных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) вполне достаточно для поиска таких свидетельств.
В частности, для этой миссии подойдет американский спутник ДЗЗ Landsat-8 высокого разрешения: на мелководье шлейф частиц может растягиваться на несколько километров, и перепад их концентраций хорошо заметен с орбиты. «Данные Landsat-8 бесплатны, так что этот метод поиска может составить недорогую альтернативу акустическим и лазерным инструментам», – пишут авторы в Journal of Archaeological Science.
Ученые рассмотрели примеры четырех хорошо известных кораблекрушений, останки которых захоронены на дне моря близ бельгийского порта Зебрюгге, в нескольких километрах друг от друга, на глубине около 15 м. Первые два – это шведские гражданские суда «Сансип» и «Самвурн», подорвавшиеся на минах во Вторую мировую войну. Третье – паровое судно «Ниппон», столкнувшееся с другим и затонувшее в 1938 г. Наконец, еще одним примером стал грузовой корабль «Нейтрон», затонувший после столкновения в 1965 г.
Используя данные по местным течениям и 21 снимок со спутника Landsat-8, авторы легко показали потоки взвешенных частиц, создаваемые «Сансипом» и «Самвурном», которые еще не полностью ушли под слой придонных осадков. Однако «Ниппон» и «Нейтрон» увидеть не удалось: видимо, они скрылись целиком, и над дном не поднимается достаточная часть корпуса, которая могла бы «проявиться» нарушениями в потоках течений.
Следы кораблекрушений научились находить на спутниковых снимках

©Wikipedia