Рубрика Наука

Размеры и возможности мозга приматов определяются их рационом

Скорее всего, предки человека стали разумными потому, что любили фрукты, растущие в труднодоступных местах.

По преобладающей сейчас версии, основным первоначальным стимулом к росту головного мозга у тех приматов, которые выделяются его размерами (включая наших предков), было воздействие совокупности социальных факторов: более «башковитые» особи лучше вписывались в быстро меняющийся и усложняющийся социум. Это предположение ставят под сомнение результаты анализа, проведенного командой антропологов Нью-Йоркского университета.

 

Опубликованные в журнале Nature Ecology and Evolution результаты исследований укрепляют мнение, что эволюция мозга приматов в большей степени связана с рационом и различиями в нем, нежели с социализацией и сопутствующими ей обстоятельствами.

 

Группа ученых исследовала более 140 видов приматов, что более чем в три раза перекрывает статистику предыдущих исследований на ту же тему. Все исследуемые приматы были условно поделены на группы, предпочитающие листву, фрукты, фрукты и листву и всеядные  добавляющие в рацион заметные количества животного белка. Помимо этого учитывалась социальная обстановка: размеры групп, организация социальных и сопряженных систем.

 

Результаты показали, что размер мозга предопределяется диетой в большей степени, чем различием в социальном устройстве  с поправкой на размер тела и филогению. В частности, любители фруктов имели обычно значительно больший мозг, чем их травоядные собратья. В меньшей степени та же картина наблюдалась у всеядных по отношению к травоядным.

 

«Комплексные стратегии фуражировки, социализации и познания окружающей среды, скорее всего, совместно функционировали на протяжении всей эволюции приматов»,  констатирует Алекс де Казиен, докторант и ведущий автор исследования. «Однако, на вопрос: “Какой именно фактор, диета или социальность, важнее, когда дело доходит до определения размера мозга приматов?”  наше исследование отвечает, что диета»,  добавляет он.

 

Исследователи предупреждают, что их результаты не обнаруживают связь между размером мозга и конкретными фруктами, они скорее свидетельствуют о различии когнитивных требований при получении определенных продуктов. «Плоды более разрозненны в пространстве и времени, и их потребление часто подразумевает необходимость извлечения из труднодоступных мест или защитных оболочек»,  отмечает Алекс де Казиен.