Наука становится все более зрелищной: на телевидении идут познавательные программы, активно проводятся научные поединки и стендап-битвы. Во многом такой вектор развития определили популяризаторы науки — те, кто вывел ее за пределы лабораторий.
Совсем недавно, 14 марта 2018 года, мир попрощался со Стивеном Хокингом — одним из самых влиятельных и авторитетных ученых нашего времени. Физик-теоретик, основоположник квантовой космологии, писатель и исследователь, выдвинувший несколько невероятных предположений и предсказаний, изменивших наши представления о Вселенной, был в то же время еще и величайшим популяризатором науки. Хокинг всегда стремился знакомить самую широкую аудиторию со своими взглядами, обеспечивая максимальный доступ к собственным работам. Он читал лекции, шутил со студентами, почитателями и журналистами, охотно снимался в кино в качестве камео и участвовал в телешоу.
Его книга «Краткая история времени», выпущенная в 1988 году, стала мировым бестселлером. Только за 20 лет было продано более 10 миллионов экземпляров. Несмотря на то что в ней поднимаются серьезные научные темы (происхождение Вселенной, природа пространства и времени, черные дыры, математические парадоксы и Теория суперструн), книга написана живым, понятным и увлекательным языком. А главное — на ее страницах можно встретить только одну формулу, да и то знакомую каждому со школьной скамьи: E=mc².
В сферу научных интересов Хокинга входила не только астрофизика: ученого увлекали практически все процессы и объекты нашей Вселенной. Например, он выдвигал гипотезы о возможном сценарии инопланетного вторжения: «Если представители других цивилизаций когда-нибудь и посетят Землю, то это будет сродни высадке Колумба на территориях Америки — что, как мы помним, не очень хорошо закончилось для ее коренных народов. Остается только надеяться, что инопланетяне, если и прилетят, то исключительно с миром». Кроме того, Хокинг активно интересовался инновационными разработками в области медицины: «Всю свою жизнь я посвятил изучению непостижимых тайн космоса. Однако существует параллельная Вселенная, которая не перестает меня изумлять, — это целая галактика наших собственных клеток. Сегодня мы стоим на пороге новой эры медицины — эры, в которой сможем исцелять практически все заболевания. И все это благодаря микроскопическим частицам нас самих — стволовым клеткам».
Стивен Хокинг рассказал миру, что наука — это не абстрактная, заумная, сакральная материя, постичь глубину которой под силу лишь избранным, а вполне доступная для понимания и интересная реальность, с которой может соприкоснуться любой желающий. За это его любят миллионы людей во всем мире: Хокинг не раз был героем популярных мультфильмов, снимался в научно-фантастических сериалах, а группа Pink Floyd воспроизвела его узнаваемый синтезированный голос в композиции Keep Talking.
Масштаб гения ученого определяется не только его талантом и научными познаниями, но и умением емко и доступно доносить их до непосвященной аудитории. Так считал Ричард Фейнман, которому принадлежит известная фраза: «Если вы ученый, квантовый физик и не можете в двух словах объяснить пятилетнему ребенку, чем вы занимаетесь, — вы шарлатан». Именно такую формулу вывел Фейнман для своих коллег — и, конечно, для себя. Американский физик-теоретик, один из основоположников квантовой электродинамики, лауреат Нобелевской премии по физике предложил не только новые методы функционального интегрирования, Теорию квантовых вихрей и партонную модель нуклона, но и принципиально новую модель взаимоотношений в связке «ученый — общество».
Экспрессивный и веселый, с отличным чувством юмора, готовый к авантюрам и розыгрышам, с прекрасными ораторскими способностями, Фейнман играючи удерживал внимание огромных аудиторий — на его выступлениях всегда был аншлаг. Курс, который он прочитал студентам Калифорнийского технологического института в 1960-х годах, был записан на видеопленку и позже получил название «Фейнмановские лекции по физике». Они стали одним из самых популярных вводных курсов по этой науке, благодаря непринужденной манере изложения материала: минимум сухого научного языка, яркая образность и примеры из повседневной жизни.
Кроме того, Фейнман был сторонником реформ методологии преподавания в университетах: ученый считал, что классическая академическая система безвозвратно устарела, что знания, которые получают студенты, оторваны от реального мира, слишком абстрактны и условны, ориентируются на прошлое, вместо того чтобы наблюдать настоящее и смотреть в будущее. Помимо этого, Фейнман охотно выступал и для широкой аудитории, объясняя на понятных примерах сложные физические явления и законы. А в 1986 году он в прямом эфире одного телевизионного канала провел эффектный эксперимент с помощью подручных средств, который позволил разгадать тайну гибели космического челнока «Челленджер».
Николу Теслу сложно назвать обычным ученым: гений, мистификатор, человек, который «изобрел» XX век, артист и эксцентрик — какими только эпитетами его ни награждали. И небезосновательно, поскольку Тесла действительно был настолько нестандартной фигурой научного мира, что не вписывался в традиционные представления о том, каким должен быть настоящий ученый. Он смахнул с науки библиотечную пыль и вуаль таинственности, разжег любопытство у людей, которые никогда прежде не интересовались тем, как устроен мир. Он бросал вызов величайшим умам своего времени: за легендарным противостоянием Теслы и Томаса Эдисона, затаив дыхание, следил весь мир. В итоге, кстати, Тесла выиграл в этой войне токов: в 2007 году Нью-Йорк окончательно перешел на переменный ток, который активно популяризировал Тесла.
Чтобы заработать как можно больше союзников и привлечь на свою сторону не только влиятельных физиков, но и обычных граждан, Тесла проводил наглядные демонстрации, превращая свои эксперименты в яркие шоу. Так, чтобы доказать безопасность переменного тока для человека (Томас Эдисон умело играл на страхах людей перед всем новым и продвигал идею высокого смертоносного потенциала недавно открытого переменного тока), Тесла перед огромной толпой пропустил через себя ток частотой 700 Гц — и, разумеется, остался цел и невредим. В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго он продемонстрировал зрителям имена коллег, которые выложил из флуоресцентных стеклянных трубок — прототип современных неоновых ламп. Спустя пять лет Тесла в очередной раз шокировал публику, представив лодку, которая плыла сама по себе, без весел и гребцов — механизм основывался на изобретенном им устройстве дистанционного управления.
Человек, сознательно окутавший себя невероятным количеством мифов, загадок, слухов и домыслов, закономерно стал одной из самых почитаемых фигур научно-популярной среды. Его знаменитая катушка — резонансный трансформатор — появилась в фильме Джармуша, а у Нолана Теслу играет Дэвид Боуи. Кроме того, ученый был героем комиксов и сериалов, спасал Вселенную и становился вампиром, помогал расследовать убийства и даже вступал в перепалку с Эдисоном в формате рэп-баттла, поскольку каждое поколение по-своему пытается разгадать феномен этого гения.
Чтобы быть проповедником науки, вовсе не обязательно самому обладать учеными степенями и защищать докторские диссертации — в этом убеждает пример Билла Брайсона, американского писателя, путешественника и энтузиаста. За свою книгу «Краткая история почти всего на свете», вышедшую в 2003 году, Брайсон получил престижную европейскую премию Рене Декарта, вручаемую за популяризацию науки. В 2005 году, когда книга выиграла еще одну премию — Aventis, — она стала бестселлером в Великобритании, где было продано более 300 тысяч экземпляров.
«Краткая история почти всего на свете» адресована самой широкой аудитории, у которой нет специального образования и чьи знания базируются в основном на школьных уроках химии, физики или биологии. Книга, как и обещает название, рассматривает общую картину мира — от момента зарождения Вселенной, появления планет и зарождения жизни на Земле до предполагаемых катастроф и возможных сценариев апокалипсиса. Сложные научные термины, факты и темы изложены живым, доступным языком с понятными аналогиями и запоминающимися сравнениями, а разбавляют повествование курьезные случаи из жизни великих ученых.
Так, например, Брайсон предлагает провести эксперимент с помощью самой привычной бытовой техники, которая есть практически в каждом доме: «Настройте свой телевизор на любой канал, где нет трансляции, и около одного процента прыгающих электростатических помех, которые вы наблюдаете на экране, будут связаны с этими древними следами Большого взрыва. В следующий раз, когда вы будете жаловаться, что на экране ничего нет, вспомните, что вы всегда имеете возможность наблюдать рождение Вселенной».
А так автор объясняет разницу между весом и массой, о которой многие зачастую забывают: «Даже на Земле вес и масса — это разные вещи. Вес — это сила, с которой предмет давит на опору или тянет за подвес. А масса — это, грубо говоря, количество вещества в предмете. Свободно падающий камень ни на что не давит. Поэтому его вес равен нулю — он находится в невесомости. А вот масса у него сохраняется — это сразу чувствуется, если камень попадет вам в голову».
Книгу уже окрестили самой необычной энциклопедией, однако не стоит воспринимать ее как полноценный академический учебник: в «Краткой истории почти всего на свете» есть ряд неточностей и ошибок, которые перечислены и указаны в конце книги. Впрочем, Брайсон и не ставил себе цели создать универсальный школьный учебник или выиграть международные премии: он хотел увлечь детей, подростков и взрослых наукой, вдохновить кого-то на дальнейшие, более глубокие исследования, заинтересовать аудиторию сложными на первый взгляд предметами, которые могут быть действительно захватывающими, если подать их под нужным углом.
Вот уже 13 лет подряд в эфир Discovery Channel выходит программа «Разрушители легенд»: ее ведущие изучают с научной точки зрения всевозможные мифы, сомнительные факты, городские байки и распространенные убеждения, в которые верят тысячи людей по всему миру. Разрушители берут за основу популярное утверждение или кинематографический ход и проверяют, насколько это соответствует истине. Обычно работа делится на три этапа: предварительные расчеты, создание прототипа и тестовые испытания, полномасштабный эксперимент.
За все время программы ведущие поставили почти 3 тысячи зрелищных опытов, устроили 900 взрывов и проверили 1050 мифов: заставляли свинцовый шар летать, воспроизводили архимедовы лучи, создавали огромную модель Колыбели Ньютона, запускали самодельные торпеды, первое упоминание которых относится к Средневековью, опускали руки в расплавленный свинец и оставались невредимы, исследовали гибель «Титаника», пытались выбраться из тонущей машины, поднимали вверх ребенка с помощью воздушных шаров, разбивали стаканы силой голоса — и проделывали еще тысячи других экспериментов.
За это время выросло поколение, которое, вдохновившись «Разрушителями легенд», выбрало науку делом своей жизни. Так, простой американский паренек по имени Брайан Лоуден, увидев первый выпуск программы по телевизору, стал самым преданным фанатом шоу и не пропустил ни одной серии. Он начал конструировать в гараже разные модели, изучать свойства металлов и веществ, самостоятельно постигал основы физики и химии, кузнечного дела, собирал дроны и даже пушки, а позже получил несколько естественно-научных специальностей. Эти знания помогли Брайану занять место в команде новых «Разрушителей»: вместе с Джоном Лангом он будет исследовать свойства неньютоновской жидкости, собирать мечи на ракетной тяге, изучать отложенную смерть и многое другое.
В ходе своих экспериментов разрушители показывают, что даже самые невероятные предположения можно изучать с точки зрения вполне серьезной науки — и найти этим исследованиям социально значимое повседневное применение. Так, в новом сезоне Брайан и Джон берутся узнать, действительно ли прослушивание громкой агрессивной музыки негативно влияет на стиль вождения. Сначала подопытными кроликами выступили сами разрушители: Джон измерил давление Брайану, который слушал спокойную, медленную музыку, — оно было в пределах нормы, 151/98, а пульс — 76. Практически сразу он повторил эксперимент — только песню выбрал в стиле жесткого хэви-метала.
Давление Брайана тут же подскочило до 167/104, пульс — до 83 ударов в минуту. После этого они приступили к полевым испытаниям на группе добровольцев, которых специально не до конца посвятили в суть эксперимента — чтобы те намеренно не пытались водить осторожнее. Мужчины и женщины разных возрастов дважды проехались по одному и тому же маршруту — только с разным музыкальным сопровождением. К их головам были подключены датчики, считывающие нервные импульсы, а за ходом исследования наблюдал профессиональный невролог Билл Скотт — он отслеживал изменения в активности правого и левого полушарий. Чем закончился этот эксперимент и какие еще мифы собираются проверить Брайан и Джон — смотрите в программе «Разрушители легенд» по средам в 22:00 на Discovery Channel.