Бонобо знамениты прежде всего своей необычной и свободной половой жизнью. В общении этих карликовых шимпанзе друг с другом секс и сексуальные игры играют огромную роль, причем независимо от пола. Однако их инструментальная деятельность не менее интересна, чем сексуальная.
До сих пор подобные навыки изготовления и использования орудий и оружия – включая настоящие копья – считались прерогативой исключительно человеческого рода. Однако наши соседи по эволюционному древу оказались почти такими же мастеровитыми. «Надеюсь, что эта работа разрушит наше культурное чванство», – замечает один из её авторов, израильский исследователь Итай Роффман (Itai Roffman).
Стоит учесть, что в смысле когнитивных способностей и сложных навыков бонобо считаются слабее, чем шимпанзе, наблюдения в природе за которыми показали, что те могут пользоваться палкой, чтобы добраться до лакомства, а в неволе осваивают молоток и щипцы для колки орехов. Известны и случаи использования ими палки на манер копья для охоты за мелкими животными, скрывающимися в дуплах. За бонобо ничего подобного пока не замечалось.
Однако несколько лет назад Роффману и его коллегам удалось наблюдать, как пара бонобо освоила изготовление и использование примитивных каменных и деревянных орудий, чтобы добираться до пищи. Но то были не простые приматы, а животные, выросшие в тесном взаимодействии с людьми и даже выучившиеся общению посредством специального упрощенного «алфавита». Теперь же Роффман с коллегами решили проверить, на что способны животные без специального воспитания, выросшие просто в зоопарках и заповедниках.
В исследовании участвовали восемь особей бонобо, живущих в неволе в немецком зоопарке Вурпельталь, и семь, обитающих в американском заповеднике Бонобо-Хоуп, где они окружены богатой и разнообразной средой, включая собственный кусочек леса. Обеим группам предлагались одинаковые задания, близкие к тому, с чем эти приматы встречаются в природе: добыть пищу из-под завала камней, достать лакомство из толстой полой кости. В помощь им авторы положили рядом достаточно обломков дерева и прочных рогов.
Уже несколько дней спустя выросшие в заповеднике бонобо стали изготавливать из них и применять простейшие инструменты, напоминающие те, какими пользовались и наши далекие предки. Например, им удалось понять, что добыча пищи из-под каменного завала требует последовательности действий, в том числе инструментальных, и смогли эту последовательность спланировать и воплотить. Для начала животные удалили слой камней, пользуясь руками и оленьими рогами. Добравшись до слоя почвы, они воспользовались короткими ветками, как мотыгами, чтобы разрыхлить ее, а затем – длинными, как лопатами, которыми углубили и расширили отверстия в земле. Наконец, длинные рога и ветви использовались как рычаги, чтобы окончательно извлечь добычу. Камни они использовали для разбивания толстых костей.
Приматы, выросшие в зоопарке, смогли продемонстрировать те же высокие способности, хотя на проработку всех действий у них ушло намного больше времени – около месяца, и в целом эффективность их мышления оказалась ниже. Тем не менее, это первый в истории антропологии случай, демонстрирующий высокий уровень инструментальных навыков у вида, не относящегося к роду Homo. «В пещерах ранних гоминид в Южной Америке, – говорит Роффман, – обнаруживаются рога и кости с отметинами, свидетельствующими об их использовании в качестве копающих инструментов. Разломы длинных костей, найденных в неандертальских и кроманьонских пещерах Европы, и вовсе идентичны тому, что можно увидеть у наших бонобо. Они показали, что при должной мотивации способны демонстрировать способности архаических людей. Что вполне логично, ведь шимпанзе и бонобо – наши ближайшие генетические родственники».
Неудивительна и более высокая результативность у приматов, живших в свободных и сложных условиях заповедников, в сравнении с теми, что живут в стесненном вольере зоопарка. Однако бонобо из зоопарка продемонстрировали совершенно удивительное достижение: доминантная самка Эджа (Eja) находила крепкие длинные ветки и обрабатывала их, удаляя кору и мелкие сучки, а затем зубами заостряла их концы, создавая нечто очень похожее на простейшее копье. И действительно, отгоняя исследователей, она пыталась нападать на них, используя это самостоятельно изготовленное оружие. Ученые полагают, что тут Эджа схитрила и не сама додумалась до такой технологии, а «подсмотрела» ее у служащих своего родного зоопарка, которые пользуются длинными копьями для ряда работ в вольерах и клетках.