Психология

Смерть от отчаяния и отсутствие высшего образования оказались тесно связаны

Отчаяние — совсем не медицинский термин, на первый взгляд. Но в ближайшие годы ученым придется сформулировать его четкое определение. Потому что с 2015 года все больше научных работ обращают внимание на растущую смертность в одной группе населения: люди рабочих специальностей в возрасте 45-54 лет. И единственный четкий маркер, который пока удалось выделить в статистике этих смертей, — то, что все ушедшие из жизни «от отчаяния» не имели высшего образования.

Изучая социологические данные, казалось бы, можно только радоваться: с начала XX века средняя продолжительность жизни существенно увеличилась. Для США этот рост составил с 50 до 80 лет, в других странах числа различаются, но тренд аналогичен. Однако к XXI веку одна группа населения подошла в радикально ином состоянии. Среди белых американцев в возрасте 45-54 лет резко увеличилась смертность. Люди уходили из жизни сами либо в результате алкоголизма или передозировок наркотиков. Ситуация была похожа на то, что происходило с афроамериканским населением городов США в 1970-е и 1980-е.

Одним из первых исследований на эту тему была работа ученых из Принстонского университета, опубликованная в 2015 году. Энн Кейс (Anne Case) и Ангус Дитон (Angus Deaton) предположили, что такая ситуация связана с сокращением количества низкоквалифицированных рабочих мест и другими стрессовыми преобразованиями в обществе. Именно Кейс с Дитоном предложили термин «смерть от отчаяния» (deaths of despair). И самым очевидным признаком оценить риск смерти в результате этой, на первый взгляд, надуманной причины оказалось наличие или отсутствие диплома об окончании колледжа (четыре года обучения, степень бакалавра).

Кейс и Дитон провели более глубокий анализ в своей книге «Смерти от отчаяния и будущее капитализма» (Deaths of Despair and the Future of Capitalism 2020). В числе прочего они собрали социологические данные по жителям США в возрасте 45-54 лет с 1992 по 2017 год. Вертикальная шкала — количество смертей на 100 000; горизонтальная — годы. Бордовая линия — белые без высшего образования; оранжевая — афроамериканцы без высшего образования; голубая — белые с высшим образованием; темно-синяя — афроамериканцы с высшим образованием / © A. Case and A. Deaton/Deaths of Despair and the Future of Capitalism 2020

Об этом анализе вспомнил автор портала Sciencenews Брюс Боуэр (Bruce Bower). В своем эссе он собрал несколько более новых работ, в том числе опубликованных в 2020 году. По мнению Боуэра, в ближайшие годы медикам придется выработать научное определение отчаяния.

С одной стороны, с ощущением отчаяния, потери надежды, связаны многие расстройства психики. Большое депрессивное расстройство (БДР) и тревожно-депрессивные состояния знакомы исследователям долгие годы. А с другой стороны, по мнению многих ученых, отчаяние является отдельным состоянием психики. Оно может быть как связано с какими-то расстройствами, так и независимым от них. И даже если с точки зрения психиатрии отчаяние не считается заболеванием, оно напрямую влияет на качество и продолжительность жизни человека.

Причем на вопрос, правда ли отчаяние убивает, поиски научного ответа уже ведутся. Международная группа ученых, специализирующихся на вопросах взросления, сформулировала соответствующий план исследований на ближайшие годы. Среди них обязательно должны быть работы, изучающие аспекты отчаяния (как личного, так и группового), его психологические и социальные аспекты, а также способы оценки. Кстати, для последнего аспекта уже есть первые инструменты.

©Pixabay

Психологи из Медицинского колледжа Роберта Ларнера при Университете Вермонта более 20 лет подряд наблюдали за состоянием 1266 человек. Все они проживали в сельских районах Северной Каролины, где фиксируется большое количество «смертей от отчаяния». Подопытных опрашивали не менее 12 раз за время исследования, в возрасте 9-13 и до 30 лет. Ученым удалось установить семь ключевых индикаторов отчаяния, часть из которых пересекается с психическими расстройствами, а некоторые уникальны.

Чувство безнадежности и низкая самооценка характерны для депрессивных расстройств, ощущение себя нелюбимым — специфично в том числе для БДР. А частое беспокойство является симптомом тревожных расстройств. Еще три ключевых параметра не связаны строго с психическими заболеваниями и могут быть характерными признаками отчаяния сами по себе: одиночество, беспомощность и жалость к себе. Среди почти 1300 опрошенных с 1992 года наибольшее количество из этих семи маркеров к 30 годам встречалось у тех, кто не имел высшего образования.

Кроме того, чем выше был «счет» на этой «шкале отчаяния», тем более вероятно 25-30-летние белые американцы переживали суицидальные мысли, склонялись к употреблению тяжелых наркотиков и алкоголя. Несмотря на отчетливую корреляцию, разработанная специалистами из Университета Вермонта система требует доработки и уточнения. Более того, необходимы более глубокие исследования характерного для отчаявшихся людей деструктивного поведения.

©Pixabay

Отдельного упоминания заслуживает самая свежая работа по теме. Кейс и Дитон вместе с Артуром Стоуном (Arthur A. Stone) изучили вопрос ощущения боли в своей жизни разными возрастными группами. Расхожий стереотип гласит, что с возрастом количество различных физических мучений у людей увеличивается. Это связано с болезнями, слабостью и другими неприятными аспектами старения. Однако выяснилось, что нынешние старики не только испытывают меньше боли, чем современные взрослые. Кроме этого, они и в свои 40-50 лет испытывали меньше боли.

Вне зависимости от используемых шкал и определений физической боли картина менялась незначительно. И что более всего любопытно, в исследовании существовала корреляция между «количеством» ощущаемой боли и наличием высшего образования. Те респонденты, что получили в свое время диплом бакалавра, не испытывали столько же страданий, сколько менее образованные ровесники.

Наконец, стоит сказать, что многие результаты этих научных работ справедливы не только для США. Да, ряд описанных социальных ситуаций в большей степени характерен для Северной Америки, но они не уникальны. Во многих странах существует серьезная проблема с наркоманией и алкоголизмом среди людей в возрасте 35-50 лет. Углубленные исследования феномена отчаяния могут помочь не только отдельным людям, но и всему обществу.

Пусть отчаяние и является отдельным состоянием психики, оно провоцируется и усугубляется другими расстройствами или стрессом. Эпидемия коронавирусной инфекции подстегнула развитие депрессивных симптомов у взрослых американцев. На графике выше — пять групп столбцов, показывающих процент среди опрошенных взрослых тех, кто проявляет (слева направо) от никаких до тяжелых симптомов депрессии. Темно-синий столбец в каждой группе отражает состояние до пандемии Covid-19 (2017-2018 годы), а голубой — во время пандемии (с 31 марта по 13 апреля 2020) / ©C.K. Ettman et al/JAMA Network Open 2020

Пока нет «волшебной таблетки», ученые рекомендуют самые разные способы борьбы с эпидемией отчаяния. Например, повышать вовлеченность людей из групп риска в социальные взаимодействия, способствовать личному развитию всех людей, а также здоровому образу жизни.