«Сексуальную революцию совершили задние сиденья автомобилей», – заявил в свое время американский общественный деятель Джерри Рубин. И ошибся. Раскрепощение нравов происходило задолго до появления машин, причем много раз. Оно напоминает движение маятника. Как и почему вершились «секшал революшнс» и стоим ли мы на пороге нового витка сексуальности или же нас ждет ужесточение морали? Об этом – в нашем материале.
Сексуальные революции во все времена были отражением исторических событий и настроений в обществе. Чтобы увидеть эти витки, нужно рассмотреть исторический процесс целиком.
О поведении людей в столь давние времена говорить сложно, но есть основания полагать, что с сексуальной свободой у праотцов все было хорошо. Достаточно сравнить данные этнографии и посмотреть на современные традиционные сообщества. И хотя прямые аналогии с предками здесь проводить нельзя, рассуждать об их поведении на такой основе все же можно. Так, у некоторых племен в Африке и Южной Америке девственность невесты считается не преимуществом, как иногда до сих пор в европейских странах, а позором для жениха.
Известны, например, обычаи из центральной части Черного континента, когда девственности девушку лишал не ее будущий муж, а… старейшие женщины клана (при помощи пальца или деревянного ножа). А в Южной Колумбии это делал крестный отец (через соитие), в Зиаре или Конго – шаман или вождь племени. Это еще что: в Центральной Африке, Океании, Южной Америке и Индонезии невесту даже… отдавали на «поругание» друзьям жениха. Причем на несколько дней – чтобы наверняка. Правда, уже после свадьбы жена должна была хранить верность мужу до конца своих дней. А еще «жертвой» иногда становились не только девушки, но и юноши. На западе Африканского континента, например, существовал обычай, когда мужчина должен был заняться сексом с будущей тещей, а потом уже с ее дочерью.
В нашем распоряжении есть и кое-какие археологические данные. Прежде всего так называемые палеолитические венеры – фигурки из кости или мягких пород камня, датируемые верхним палеолитом. Они найдены по всей Европе, но многие из них найдены и в других частях Евразии. Статуэтки, как правило, изображают женское тело со всеми его прелестями и в крайне гипертрофированной форме. Назначение их неизвестно: вероятно, они могут быть связаны с культом плодородия, но высказываются и более смелые гипотезы – что венеры могли служить неким аналогом современного журнала Playboy. Древние изображения женской вульвы (или нечто очень похожего на нее) найдены на стенах некоторых пещер в той же Европе.
Все это дает некоторые основания полагать, что наши далекие предки едва ли были озабочены проблемами сексуальной морали – во всяком случае, в современном понимании этого слова. Сексуальность естественна, иначе не было бы смысла придумывать какие-то запреты на этот счет. Поэтому на заре человечества, вероятно, максимальная раскрепощенность была обычным явлением. Примерно то же самое, видимо, можно сказать о Древнем Египте – во всяком случае, ханжеством там точно не страдали. Секс зачастую здесь возведен в культ: им прилюдно занимались жрицы в храмах богини Исиды (явление так и называлось – храмовая проституция). Полученные деньги уходили на пользу храма. Тем же промышляли, кстати, и в других частях света – Мезоамерике, Месопотамии, Индии.
В Древней Греции впервые начали «закручивать гайки». Правда, происходило это не сразу, да и касалось в основном женщин. Образцом женской целомудренности стала супруга римского патриция Тарквиния Коллатина – Лукреция. Барышня прославилась тем, что убила себя после изнасилования. А вот мужчинам, как водится, иметь любовные связи на стороне особенно не возбранялось. Хотя в целом это касалось любви к мальчикам.
Но античность – период долгий, поэтому уже к середине II века до нашей эры маятник опять начинает движение в другую сторону, ведь Рим знакомится с моралью восточных эллинистических государств, где нравы были весьма раскрепощенными. Но сексуальная революция вершилась не сразу, а постепенно.
Одним из ее «апогеев», как считается, было восхождение на трон римского императора Калигулы. Многие историки, впрочем, склонны полагать, что нравы Калигулы мало резонировали с нравами его предшественников: отличие лишь в том, что он просто не скрывал своих наклонностей. А те и впрямь были специфичными. Объявив себя «богом на земле», Калигула был женат четыре раза и имел многочисленных любовниц. Многие из них были женами знатных римлян.
«Обычно он приглашал их [женщин] с мужьями к обеду и, когда они проходили мимо его ложа, осматривал их пристально и не спеша, как работорговец, а если иная от стыда опускала глаза, он приподнимал ей лицо своей рукой. Потом он при первом желании выходил из обеденной комнаты и вызывал к себе ту, которая больше всего ему понравилась, а вернувшись, еще со следами наслаждений на лице, громко хвалил или бранил ее, перечисляя в подробностях, что хорошего и плохого нашел он в ее теле и какова она была в постели. Некоторым в отсутствие мужей он послал от их имени развод и велел записать это в ведомости», – писал о Калигуле древнеримский историк Гай Светоний Транквилл.
Античные авторы также утверждают, что Калигула спал со своими сестрами и одна будто даже родила ему ребенка. Были у императора, конечно, и гомосексуальные связи.
Понятно, что такой правитель имел соответствующих подданных, в том числе простых граждан. Историки сообщают, что на момент гибели Помпей город тонул в разврате: в этом небольшом населенном пункте было аж 25 борделей (лупанарий), а проституцией занимались якобы даже патрицианки, принадлежащие к правящей элите. Но конец был близок – появляется христианство.
Впрочем, конец наступил далеко не сразу, да и моралью был окрашен во многом лишь «фасад» эпохи Средневековья. Изнутри, кажется, нравы были куда свободнее, чем принято считать. По крайней мере, у знатных особ. Супружеские измены в этой среде были обычным делом, как и кровосмесительные браки. Не так уж редко встречались сожительство без брака, проституция и изнасилования. Среди высокопоставленных особ обычным делом было иметь внебрачных детей – от служанок и любовниц. Но в целом, конечно, секс разрешался лишь для продолжения рода, а красоту тела (особенно женского) надлежало прятать и даже уродовать, утягивая грудь и подкладывая подушечки под живот, дабы имитировать «небольшую беременность» – высшую добродетель христианской морали. Едва ли многие соблюдали этот запрет очень рьяно, но покров благочестия был – за этим строго следили Церковь и фанатики веры.
Во Франции, например, за адюльтер карали так: мужчина и женщина, совершившие прелюбодеяние, должны были пробежаться голыми по городу. При этом к детородному органу мужчины привязывали веревку, которую женщина держала в руке. Было и другое «веселое» наказание: мужчину раздевали и сажали задом наперед на осла, после чего тоже катали по городу. За мужеложство карали смертной казнью (хотя в раннем Средневековье это наказывалось лишь многолетними постом и молитвой).
Византийская империя окончательно пала под натиском турок в 1453 году. Византийцы побежали в Европу, прихватив с собой фолианты, книги и произведения искусства, овеянные эпохой Античности. Средневековая Европа знакомится с раскрепощенными нравами римлян и их культом естества – красивого женского и мужского тел. Маятник вновь начинает движение – на этот раз в сторону, противоположную аскезе. То, что долго подавлялось, не могло не вытечь наружу, как вода из бурлящего котла. Пуританская мораль набила оскомину. И началась эпоха антропоцентризма: процветают гуманизм и науки, а секс перестает быть постыдным делом – не только у знатных особ, но и у простого люда.
В моду входит обязательное наличие официальных фаворитов и фавориток у монархов. Карьеры делают через постель. Если говорить о России, то особенной любовью к фаворитам, как известно, отличалась Екатерина Великая, питавшая слабость к сильным мужчинам. Есть легенда, согласно которой в отсутствие своего любовника Потемкина царица столкнулась в коридоре с большим мускулистым истопником. Она приказала ему разжечь камин в ее спальне. Тот и разжег, но «шальную императрицу» это не удовлетворило. «Разве вы не понимаете, как нужно согревать Ваше Величество?» – спросила она. Он понял. За что на следующее утро получил титул дворянина, тысячи крестьян и фамилию Теплов – в память о том, как согрел императрицу.
Модной стала и гомосексуальность: иметь тягу к людям своего пола теперь не грех, а красивый порок. Хотя по большей части это, конечно, относилось к высшему сословию – простые люди по-прежнему не практиковали «содомию». Зато им была по нраву проституция. Хотя девушкам, конечно, секс до брака запрещался (не все, впрочем, этот запрет соблюдали), а вот юноши могли, по сути, делать что угодно. И первый секс они, как правило, имели с проституткой.
Но в XIX веке маятник опять закачался в сторону моральных запретов. Началась викторианская эпоха, яркой представительницей которой стала дама «самых строгих правил» – королева Виктория. Впрочем, такое положение вещей было недолгим. Конец XIX – начало XX века стали эрой не только промышленной, но и частично вытекающей из нее сексуальной революции. Набирало обороты движение суфражисток: женщину, наконец, объявляют «человеком» и предоставляют ей права. Вместе с правами на свободу слова она получает право на свободу проявления своей сексуальности. Особенно ярко это проявляется в революционной России.
Идеолог сексуальной свободы Александра Коллонтай считает, что сексуальные потребности отныне должны удовлетворяться подобно жажде – не стоит делать из них «священную корову». На основе этой идеологии сразу после государственного переворота в России появляется общество «Долой стыд» и знаменитая теория стакана воды. Большевики объявляют любовь условностью, а брак и флирт – пережитками буржуазной эпохи. Гомосексуалы и лесбиянки более не считаются изгоями.
Но очень скоро, особенно с приходом к власти Сталина, нравы ужесточаются. До крайностей не доходит: женщина все же «остается» человеком (по крайней мере, на уровне деклараций), но сексуальная распущенность пресекается. После смерти вождя народов ситуация немного смягчается, но не сильно – нетрадиционный секс вроде орального и гомосексуального порицаются, как и соитие до брака. В конце 1980-х в обиход даже входит фраза (искаженная от первоначальной) из советско-американского телемоста Владимира Познера и Фила Донахью – «в СССР секса нет», – которая будто бы характеризует ту эпоху.
Развал Страны Советов сорвал последнюю крышку с бурлящего котла освобожденных нравов советских людей. Сексуальность отныне льется отовсюду – прежде всего с экранов телевизоров. Взоры обращаются на «вольный духом» Запад (где в 1970-х сексуальность одержала сокрушительную победу над строгой моралью), и в 1990-х в России проходит волна тотальной сексуальной революции, частично продолжающаяся поныне. Правда, до конца она в нашей стране и государствах бывшего СССР все же не победила: это выражается в общественном порицании гомосексуальности и периодических возгласах о запрете абортов и «моральной распущенности».
Движение маятника закономерно – история циклична, в том числе, как видим, история сексуальных революций. Если в 1990-х был взрыв – по логике должно наступить постепенное снижение интереса к сексу в обществе. И отчасти мы уже наблюдаем такую тенденцию, в том числе в женской моде, которую, как известно, диктует Европа. Моду, кстати, нельзя недооценивать: она служит выражением настроений в обществе, а также свободы или, наоборот, закрепощенности нравов. Так, уже несколько лет «в тренде» не короткие и яркие наряды «в облипку», столь популярные в 1990-е, а женская одежда свободного и широкого кроя сдержанных цветов. Историки моды даже ассоциируют ее с восточным колоритом, подразумевая под этим и пуританские нравы Востока.
Сексуальная контрреволюция, как ни странно, выражается и в настроениях феминисток (не говоря уже об ультраправых движениях). Последние призывают к запрету проституции, а с ней и к тому, чтобы перестать видеть в женщине объект (секс-машину или кухарку), а не субъект (человека, личность). Такие тенденции уже добрались до России и становятся весьма популярными среди молодежи, а также более взрослого поколения.
Комментарии
А всё-таки собственно причин, почему происходят эти колебания маятника, в статье не описано. Описаны лишь этапы колебаний.
Но ведь это и есть самое интересное: откуда берутся все эти сексуальные запреты, в чём их подоплёка. У меня, например, так и нет понимания механизма формирования этого. Насчёт женской верности более-менее ясно, она в обществе нагнетается со стороны самцов, которые, понятное дело, хотят обезопасить себя от выведения чужого потомства. Но вот эти пресловутые колебания, о которых в статье идёт речь, откуда они берутся, что движет эти процессы.
СИФИЛИС вынудил вести благочестивый образ жизни ☻
https://www.youtube.com/watch?v=8dM99BalPxo
Странный вопрос, ведь он содержит в самом себе ответ. Почему маятник совершает новое движение? Потому что предыдущее было столь сильным, что маятник пролетел точку равновесия, ушел еще дальше и теперь ему там неуютно - ведь хотел попасть он в другое место.
Так и здесь. Условной точкой можно взять, к примеру, Рим. Который постепенно ползет в сторону все большей и большей распущенностью. В итоге Рим пал - и это влияет на "северные народы". Ведь нельзя отрицать, что огромную роль в падении Рима играл именно гедонизм. Погоня за удовольствием так увлекла элиту римлян, что они просто оказались неспособны что-то противопоставить "варварам". И те, в свою очередь, максимально стремились себя от такого обезопасить. Поэтому мы наблюдаем постепенное все большее и большее давление "нравственности".
И вот, когда этот импульс себя окончательно исчерпывает - наступает момент типа "эээ, братцы, мы куда-то не туда пришли". И все начинают дружно стремиться к большей свободе нравов. И снова не укладываются в разумные пределы - их, как это водится, заносит. Институт брака начинает потрескивать, увеличение количества случайных связей автоматом увеличивает распространение ЗППП - здравствуй, новый кризис. И, естественно, находится кто-то, кто понимает - "так жить нельзя" - и ведет народ в светлое будущее, полное любви и нравственности.
И, как водится, промахивается.
Осложняет ситуацию то, что "точка равновесия" не статична. "Строгость нравов" зависит от степени зависимости женщины. А та уже зависит от экономического состояния общества и доступности средств контрацепции.
Да, да, скрывающая одежда давит секс!.. ))
Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня.
Она, пророчествуя взгляду
Неоценимую награду,
Влечет условною красой
Желаний своевольный рой.
Люблю ее, мой друг Эльвина,
Под длинной скатертью столов,
Весной на мураве лугов,
Зимой на чугуне камина,
На зеркальном паркете зал,
У моря на граните скал.
Тихо подозреваю, что гиперсексуальность восточных мужчин вызвана никабом и хиджабом.
Кстати, с введением масочного режима обратил внимание, что у русских женщин очень обольстительные глаза!.. ))
Я вот тихо подозреваю, что гиперсексуальность восточных мужчин не более чем миф.
Женщины, возможно, знают, а мы можем только подозревать... )))
Вопрос американки (весьма пожилой) был о сексе в рекламных роликах. Разумеется _такого_ секса у нас не было. О чем со смехом сказала другая участница: "секс-то у нас есть, у нас нет рекламы" Что до причин таких колебаний то стоило бы рассмотреть хотя бы примерные датировки, может и выяснились бы какие-то закономерности. А так статья просто описывает, то что все и так знают.
https://www.youtube.com/watch?v=0V-FSjUhxZk
Обилие домов терпимости в Помпеях совсем необязательно может быть функцией от распущенности самих помпеян. Дело в том, что по Апеннинскому полуострову постоянно шастали туда-сюда армии и легионы, были даже Италийские войны внутри самого полуострова. Ессно, потребности воинов потрепанных подразделений, находящихся на стадиях переформирования, доукомплектования и пополнения, нужно было как-то удовлетворять. Около Рима было опасно держать легионы, ибо они могли втянуться в политич. борьбу, что впрочем, они и так постоянно делали.
Касательно божественности. С этим в Риме было все очень просто, многие патрицианские роды напрямую вели свой род от богов, а ото кого же еще им вести. Например, свой род от богов вел Катилина, благополучно обезглавленный Цицероном, да и многие консулы тоже. Один Цицерон там был голоштанный... Так что вопросы сексуальности и божественности вообще лучше не смешивать.
Вообще римляне были "инновационны", подвижны, и не зажаты. Пантеон богов не был закрытым, допускал включение иных культов. Например, уже при республике туда включили "Матерь богов" (Рея Кибела), да, та самая из песни Бутусова. Причем обряд ее прибытия и включения был весьма своеобразен даже для таких отпетых язычников...
Впрочем, обо всем этом и многом другом вы узнаете из замечательной книжки Мэри Бирд "SQPR. История Древнего Рима."
Я за феминизм с человеческим лицом!
Куда любопытнее разительный контраст мрачных физиономий марширующих мужиков и радостных лиц вышагивающих женщин... Вот что представляет куда более основательный предмет для размышлений, чем банальный биологически детерминированный секс...
назвали римлянами ромеев …
https://www.youtube.com/watch?v=9P_44xf3d90