Ученые показали, что если участники дебатов перед их началом размышляют о собственных жизненных ценностях, то это делает их более открытыми к чужому мнению и терпимыми друг к другу. Исследователи считают, что это может говорить о преувеличении оценки разнообразия мнений в обществе, а результаты их работы можно будет использовать при разработке образовательных программ.
Исследование, проведенное философами, психологами и лингвистами из Кардиффского университета и Университета Бата (Великобритания), показало, что размышления о жизненных ценностях перед дебатами могут повысить готовность людей слушать других и вступать с ними в конструктивный диалог. Статья с работой опубликована в журнале Royal Society Open Science.
В исследовании участвовали 303 человека, которых разделили на небольшие группы. Им предложили обсудить преимущества и недостатки платного обучения. Перед дебатами половину участников попросили выписать на листке свои жизненные ценности. За процессом дискуссий наблюдали психологи.
Результаты исследования показали, что процесс размышления о ценностях сделал людей более терпимыми к чужим точкам зрения: они с меньшей вероятностью считали свое мнение единственным правильным и считались со взглядами остальных. Около 60% участников, которые задумывались о своих ценностях, проявляли повышенную активность в поиске компромисса (в сравнении со средним результатом испытуемых из контрольной группы).
Авторы считают свои результаты весьма оптимистичными. По их мнению, если бы люди задумывались о своих ценностях перед тем, как вступить в дискуссию, споры в онлайн- и офлайн-форматах могли бы быть более конструктивны и дружелюбны.
Кроме того, оценки поляризации мнений в обществе могут быть преувеличены. Это подтверждают предыдущие исследования команды ученых из Университета Бата, которая в 2019 году показала, что люди на самом деле более едины в своих убеждениях и ценностях, чем это часто предполагают в СМИ.
Теперь исследователи планируют выяснить, работают ли те же принципы при общении в интернете и способны ли рассуждения о ценностях снизить градус агрессии пользователей социальных сетей. Так как стратегии, продвигающие принятие и открытость через утверждение собственных ценностей, улучшают способность людей учиться друг у друга, авторы считают, что результаты их работы будут актуальны при разработке педагогических программ в школах и университетах.