Ученые выявили творческие стратегии, которые особенно эффективны и приводят к «полосам успеха».
Около 90% людей переживают за свою карьеру взлеты и падения — будь то писатель Федор Достоевский, американский художник Джексон Поллок или режиссер Питер Джексон. Несколько лет назад ученые выявили наличие «полос везения» (дословно «горячих полос») — хотя бы одного периода, на протяжении которого производительность и успешность человека значительно выше, чем обычно.
К примеру, вышеупомянутый лидер абстрактного экспрессионизма Поллок создал свои самые известные шедевры именно с 1947 по 1950 год. Голландский художник‑постимпрессионист Винсент Ван Гог пережил прорыв в 1888–1890 годах, когда написал среди прочего «Звездную ночь», «Подсолнухи» и «Спальню в Арле». Причем до этого его работы были более реалистичными.
Команда Лу Лю из Северо-Западного университета в Иллинойсе (США) решила выяснить, что же предшествует «полосам» подъема и плодотворности, как к ним прийти и есть ли закономерность. Результаты опубликованы в журнале Nature Communications.
Авторы статьи изучили такие показатели успеха, как аукционная цена произведений искусства, рейтинги фильмов в крупнейшей базе данных IMDb и цитирование исследовательских работ из Web of Science и Google Scholar. Всего в анализ попали 2128 художников, 4337 режиссеров и 20 040 ученых, включая лауреатов Нобелевской премии — Джона Б. Фенна и Фрэнсис Арнольд.
Затем искусственный интеллект помог понять, насколько разнообразным было творчество в определенные моменты карьеры: к примеру, для художников его обучили «распознавать» различные стили по мазкам кисти, формам и объектам; для кинематографистов — классифицировать режиссерские работы на основе сюжета и состава актеров. Что касается научной сферы, ИИ выявлял темы исследований ученых.
После этого работы до и во время «подъема» сопоставляли с их разнообразием на других этапах, выбранных случайным образом. В итоге оказалось, что для всех случаев творчество было разностороннее непосредственно перед полосой успеха: ей предшествовала экспериментальная фаза, а когда наступал период расцвета карьеры, внимание творца сосредотачивалось на конкретном, более узком подходе. Помимо этого, как выяснилось, ученые с большей вероятностью решатся пробовать что-то новое с небольшими командами, пока экспериментируют, но затем предпочтут работать лишь с большими командами.
Однако ни проба новых путей реализации себя, ни следование лишь одному из них не может само по себе привести к полосе успеха: необходима комбинация. «Есть эксперименты, а затем идет реализация — основанная на том, что вы узнали во время экспериментов. <…> Хотя исследовать что-либо считается риском, поскольку в итоге можно ни к чему не прийти, это повышает вероятность наткнуться на отличную идею. Напротив, если вы будете использовать один и тот же подход вновь и вновь в течение длительного периода времени, можно “задушить” творчество», — отметили исследователи. В дальнейшем они хотят выяснить оптимальную продолжительность периода «поисков себя», предшествующего успеху.
Комментарии
И кто из них -- Lu Liu, Yang Wang, Roberta Sinatra, C. Lee Giles, Chaoming Song или Dashun Wang -- ипостась А. Березина?!..
Как сказал недавно Пелевен в своей новой книжке "тем кто сплевывает (с его творчества) давно пора научиться сглатывать". Как-то так отозвался творец о своих критиках и хейтерах. И намекнул что если кто-то так хорошо знает по какому рецепту слеплены его произведения пусть возьмут этот рецепт и напишут бестселлер сами.
Похоже "британские ученые" так и собрались сделать. Посмотрим как у них получится)) Поллок например просто брызгал краской на холст. И при жизни не слишком ценился, в т. ч. собратьями по профессии. А еще говорят, много пил. Но вот настало время когда его картины уходят за миллионы долларов...
Впрочем если верить тому же Пелевину - "современное искусство это заговор". И вот тут у искусственного интеллекта могут возникнуть трудности.
Судя по описанию, люди вообще не учитывали фактор зрителя и внешние эффекты. Хотя "успешность" художественных произведений на это завязана чуть менее, чем полностью.
Сейчас сходу не вспомню. кто первым сказал, что произведение искусства не существует без воспроизведения и восприятия... Не существует единственного и одинакового "Нашего всего" -- у всех Пушкин разный...