Ученые сравнили картины и сюжеты, которые возникали в воображении жителей Китая и США при прослушивании одних и тех же инструментальных музыкальных отрывков. Ассоциации значительно различались у китайцев и американцев, однако оказались очень похожи у людей внутри одной страны и культуры.
Ученые из Принстонского и Мичиганского университетов (США) задались вопросом, могут ли ассоциации, возникающие при прослушивании одной и той же музыки, быть одинаковыми у разных людей или же эти образы субъективны и музыку нельзя назвать «универсальным языком». Результаты исследования, опубликованные в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, показали, что музыка может рисовать удивительно похожие картины в воображении слушателей близких культур. Однако ее восприятие у жителей разных стран сильно различается.
В исследовании приняли участие 622 человека из трех регионов. Они прибыли из двух студенческих городков США, один из которых расположен в штате Арканзас, а второй — в Мичигане. Третья группа происходила из китайской деревни Димен, где основной язык —дунский, при этом жители имеют ограниченный доступ к западным СМИ.
Все три группы участников прослушали 32 одинаковых отрывка инструментальной музыки без слов. Каждая мелодия длилась 60 секунд: одна половина отрывков представляла китайскую музыку, другая — западную. После прослушивания каждой части испытуемые описывали истории и образы, возникшие в их воображении.
Слушатели из Арканзаса и Мичигана видели очень похожие сюжеты, часто используя для описания образов одни и те же слова. Ассоциации жителей Димена напоминали друг друга, но сильно отличались от ассоциаций американцев. Например, один из музыкальных отрывков напомнил слушателям из США восход солнца над лесом, пробуждение животных и пение птиц, в то время как жители Димена описывали человека в горах, поющего песню девушке, в которую влюблен. Другая мелодия вызвала в воображении американцев образ одинокого ковбоя, сидящего в солнечной пустыне и созерцающего пустой город, тогда как китайцы представляли старика, скорбевшего об утрате возлюбленной.
Исследователи тщательно контролировали, чтобы выбранные фрагменты не могли встречаться в саундтреках к фильмам, рекламе или другом контексте, связанном с визуальными образами. Но одна и та же музыка неизменно вызывала похожие ассоциации у сотен слушателей, выросших в окружении одной культуры. А в случае, если ни происхождение, ни культурные особенности не были общими для людей, их восприятие музыки сильно различалось.