Согласно новому исследованию австралийских ученых, контекст отношений больше всего влияет на то, предпочтет ли женщина мужчину, склонного к рискованному поведению.
Мужчины проявляют более сильную врожденную склонность к риску, чем женщины. По мнению ученых, такое поведение прослеживается в любви к азартным играм, алкоголю, наркотикам, экстремальным видам спорта, незащищенному сексу, опасному вождению. Оно служит сигналом для потенциальных партнерш, «рекламой» своих внутренних качеств, а в итоге позволяет достичь репродуктивного успеха.
Тем не менее, как показали предыдущие научные работы, «опасные» мужчины считаются более подходящими для интрижек, а вот для долгосрочных отношений женщины выбирают надежных партнеров. Однако авторы не учитывали социально-экономический контекст и прочие факторы, влияющие на предпочтение женщины.
Этот пробел решил восполнить коллектив ученых из Школы гуманитарных наук и Школы психологических при Университете Западной Австралии. Их выводы представлены в новой статье для журнала Evolutionary Psychological Science.
В исследовании учитывали данные 1304 женщин 18-40 лет из 47 стран. Все они заполнили анкеты, состоявшие из трех разделов.
В первом были вопросы о самой участнице: регионе проживания, возрасте, семейном положении, сексуальной ориентации (только гетеросексуальность или бисексуальность), доходе и состоянии здоровья. Второй содержал характеристику мужчины, склонного к риску, и информацию о его профессии. Например: «Пит работает учителем. В свободное время любит заниматься скалолазанием на свежем воздухе. Ему нравится ощущать прилив адреналина».
Затем женщин просили оценить по пятибалльной шкале, насколько привлекательным партнером они считают мужчину, о котором говорилось во втором разделе. Участницы также сообщали, нравится ли им самим экстрим, ведь симпатия либо неприязнь к занятиям могла повлиять на оценку мужчины. В последнем разделе были три вопроса на понимание для отсеивания респонденток, не вникавших в суть анкеты.
Авторы работы также взяли из общедоступных баз данные, собранные на национальном уровне: сведения об ожидаемой продолжительности жизни взрослых — из базы Всемирной организации здравоохранения; индекс человеческого развития (статистический показатель, учитывающий продолжительность жизни, уровень образования и ВВП на душу населения) — из базы данных ООН; и коэффициент Джини (показатель распределения доходов в стране, отражающий степень расслоения общества) — из базы Всемирного банка. Влияние пандемии коронавируса на привлекательность мужчин решили оценить на основе числа случаев COVID-19 на один миллион человек в конкретной стране, но впоследствии выяснилось, что на результаты это никак не влияет.
Как показал анализ, рисковых партнеров предпочитали бисексуальные участницы и женщины, которые сами любят получить заряд адреналина, — причем как для краткосрочных, так и долгосрочных отношений.
«Это может указывать на то, что у бисексуальных участников менее консервативное восприятие партнера, отношений и роли мужчины как отца. Аналогичные результаты получили ранее в отношении мужественности: женщины, не ограничивающие себя в социальном плане, предпочитают партнеров с более мужественным лицом», — отметили ученые.
Между тем гетеросексуальные женщины из стран с более высокой ожидаемой продолжительностью жизни могли одобрить «опасного» партнера только для мимолетного романа. Исследователи объясняют это тем, что жительницы таких регионов чаще имеют доступ к медицинским услугам, противозачаточным средствам и абортам, то есть лучше контролируют, забеременеют ли они, и в крайнем случае получат помощь.
Таким образом, главный вывод исследования заключается в том, что первостепенное значение имеет характер отношений. Корреляция между здоровьем респонденток и заявленной привлекательностью рисковых мужчин наблюдалась только в контексте краткосрочных романов. Риски, связанные с поведением потенциальных отцов (безразличие к ребенку или смерть), мешали женщинам решиться на создание семьи с таким партнером.