Понять «роман XX века» пытались многие: от филологов и литературоведов до религиозных деятелей. Сегодня мы попробуем взглянуть на роман с психоаналитической точки зрения.
В гостях у нас психолог психоаналитической ориентации Анна Аглодина.
Анна Аглодина
©Ольга Фадеева
– Если не рассматривать реальные прототипы героев романа, тех с кого Булгаков писал, а поговорить о том, что олицетворяет собой каждый герой, что можно о них сказать?
– Как говорил Фрейд, мы никогда ни с кем не выстраиваем отношений случайно, мы это делаем только с теми, кто уже существует в нашем бессознательном. Поэтому реальные прототипы у героев романа, естественно, были, но все они являлись лишь отражением тех образов (собирательных или, наоборот, частичных), которые уже существовали в бессознательном писателя, то есть они вторичны.
Возьмем центральную фигуру романа ? Воланда. Это дьявол. А дьявол всегда олицетворяет собой неосознанное. Наши тайные влечения пугают и искушают нас, влекут к себе и отталкивают, привлекают и вызывают отвращение. Наша животная часть (инстинкты) ? и есть сам дьявол, подавленный цивилизацией, культурой и религией, он принимает притягательный и одновременно отталкивающий облик. Человеческое сознание всегда представляло сатану ужасным и безобразным. Это означает, что мы невероятно боимся собственных желаний. Если вспомнить роман, Воланд тоже и притягательный, и отталкивающий персонаж одновременно. Он имел разные глаза, хромал, был одет то в роскошный фрак, то в грязную рванину, он олицетворяет и грех, и радость: плотскую любовь и наказание за нее, а также само зло и связанные с ним страдания.
На самом деле, все мы живем в царстве Воланда. Какими мы бы ни были цивилизованными, как бы мы не пытались скрыть свои инстинкты, они все равно вырвутся наружу. Если мы хотим увидеть и почувствовать их ? надо заглянуть в свой внутренний мир. Для людей, ориентированных на внешнее благополучие, столкновение с миром чувств и желаний может оказаться опасным. Например, для поэта Ивана Бездомного. До встречи с Воландом мы можем видеть его как довольно успешного в социуме человека. После встречи Бездомный сходит ума, пытаясь поймать Воланда и всю его свиту, чтобы немедленно сдать милиции, а по сути, «заточить» в глубины своей психики, снова посадить его под арест, не дать влечениям ? Воланду ? «разгуливать» на свободе.
Для кого-то встреча со своим бессознательным и вовсе смертельно опасна. Так происходит с Берлиозом, который сразу же после встречи с дьяволом попадает под трамвай. Ему отрезает голову. Это отделение головы от тела может символизировать разорванность разумной жизни и инстинктов. Такая разорванность неизбежно приводит к разрушению ? к смерти Берлиоза. Буфетчик театра «Варьете» Андрей Фокич умирает не сразу, а спустя несколько месяцев ? от рака печени. Этот старый скряга, избегающий «общества прекрасных дам, вина и лихих друзей» тоже не может вынести встречи со своими скрытыми желаниями. Все эти, казалось бы не связанные друг с другом смерти, на самом деле очень символичны.
Маргарита на балу Воланда
©А.Т.Фоменко
Многие полагают, что реальным прототипом Воланда для Булгакова был Сталин. Но советский психолог, российский историк культуры и литературовед Александр Эткинд, анализируя взаимоотношения Булгакова с его окружением, считает, что истинным прототипом Волнада был Уильям Буллит, пациент, соавтор и спаситель Фрейда (от фашизма), дипломатический партнер Ленина и Сталина, сотрудник Рузвельта и покровитель Булгакова. Черты Сталина (вернее, его восприятие Булгаковым) в Воланде, по мнению Эткинда, все же присутствуют, но они вторичны в отличие от фигуры американского посла Буллита, который во многом, действительно, был очень схож с Воландом. И по характеру, и по внешности, и по своему окружению, и по поступкам. Сам Михаил Булгаков, впрочем, очень нарочито подчеркивал, что у Воланда нет никакого прототипа. Такая настойчивость, по мнению многих, говорит об обратном ? у Воланда прототип был. Булгаков не говорил о нем никому только в силу своих опасений перед советской властью. Не вызывает никакого сомнения и то, что прототипом Маргариты была жена писателя ? Елена Сергеевна Булгакова, судьба которой так сильно похожа на судьбу героини романа.
– Что же олицетворяет собой пара героев, странным образом, включенная в роман ? Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри?
– Вспонив историю, нужно сказать, что Понтий Пилат ? это, прежде всего, невероятно жестокий человек. А Иешуа, напротив, абсолютная любовь, наивная, детская, готовая полюбить и простить всех и вся. Это две дихотомичные фигуры, по сути, две стороны одной личности.
Люди не готовы принять абсолютную любовь, они «распинают» ее как Иешуа. Люди согласны помиловать и принять убийцу Варравана, любого другого преступника, но не абсолютную любовь. Точно так же людям приходится распинать любовь, когда они взрослеют, строят карьеру, подчиняясь законам общества. Можно предположить, что Пилат ? это ни кто иной, как выросший и очерствевший Иешуа, ребенок, который любил всех, и которого сломала гонка за славой, властью, деньгами, эта жизнь вообще. «Добрые люди» ожесточили его душу, закрыли ее от любви и эмоциональных контактов. В эволюции отношений этих двух героев, на самом деле, можно увидеть и эволюцию цивилизации, а также разрушение инстинктов. Поэтому роман «Мастер и Маргарита» недаром называют романом XX века ? он космополитичен.
Сам Воланд ? это «законченный» персонаж, он самодостаточен, некий прототип «зрелого» человека, который уже не наивно добр, но и не зол. Он ? наблюдатель, но не участник всего того, что творится в мире. В такой «форме», как Иешуа, невозможно существовать в современном обществе, есть риск остаться непонятым, вечным изгоем и странником.
Допрос Иешуа Понтием Пилатом
©А.Т.Фоменко
– Кто же такой Мастер?
– Мастер, вероятно, сам Булгаков. В романе Мастер находится в тени главного героя ? Воланда. Это и понятно, Воланд гораздо более яркая и цельная фигура, нежели Мастер. Но у Мастера есть творческие способности ? он писатель. В своем романе он борется с тем же конфликтом, что и Понтий Пилат ? конфликтом между любовью и жестокостью, добром и злом. Такая борьба приводит к душевному опустошению. И только в конце романа мы можем наблюдать объединение противоборствующих сторон ? Иешуа и Пилата, которые уходят вместе по лунной дороге. Мастер заканчивает роман одной фразой: «Ты свободен, он ждет тебя». Отпуская своих героев, Мастер и сам получает свободу и покой. Человек, измученный душевными терзаниями, он не думает о добре и зле, он думает о покое, который должен наполнить душу новой творческой силой.
Мастер и Маргарита
©А.Т.Фоменко
– Еще один вопрос ? вопрос любви в романе…
– Да, и тут стоит спросить ? а была ли вообще любовь между Мастером и Маргаритой? Это большой вопрос. Ведь, что многие люди называют любовью? Часто это может быть страсть, зависимость, использование и т. д. Тем не менее, грань между любовью и зависимостью очень тонкая. Маргарита в романе ? несчастная женщина. Она обладает очень большой силой и красотой, иначе бы она не привлекла внимание Воланда. Но, помимо того, что ей недоступны многие радости жизни ? такие, например, как успешная реализация себя в творчестве, она даже не может познать радость материнства. Как понятно из романа, Маргарита бездетна. А ведь одна из ипостасей реализации женщины ? материнство. О ее муже в романе тоже сказано слишком мало, но можно догадаться, что это хороший человек, который материально обеспечивает Маргариту. Но, увы, его нет в ее внутреннем мире, в ней ощущается какая-то эмоциональная пустота.
Встреча Маргариты с Мастером оживляет душевную жизнь героев, появляются эмоции и страсть.
Но почему же их страсть утихает после написания Мастером романа? На самом деле так бывает в жизни многих пар, когда один человек, обладая талантом, творит, а другой поддерживает, наблюдает, и, возможно, чувствует себя значимым только потому, что находится рядом с этим талантом. Но на самом деле такая «реализация» может быть разрушительной для обоих ? она не дает настоящего чувства полноты жизни и удовлетворения для того, кто находится рядом с талантливым человеком. Она может нанести вред и тому, кто «творит». Маргарита подталкивает Мастера на то, чтобы он опубликовал роман. Тем самым, она сама неосознанно «разрушает» Мастера. Не в силах выдержать критики, он обесценивает написанный им роман и пытается его уничтожить.
Мастер и Маргарита
©А.Т.Фоменко
– Почему Маргарита стала ведьмой?
– Маргариту надо рассматривать как женщину, которая долго находилась в эмоциональном заточении. Что же может случиться с женщиной, когда в ней подавленная эмоциональная энергия вырывается наружу? Последствия могут быть совершено непредсказуемы.
Но в романе, естественно, это описано очень красиво, завернуто в литературный фантик (встречи с Азазелло, балом Сатаны и т.д.).
У Маргариты, как у женщины образованной, чисто по-женски это получилось по-своему ? она становится ведьмой. А ведь кто такая ведьма? Это женщина яркая, знающая и чувствующая свои желания, сексуальность и умеющая управлять инстинктивной силой. Она искушает, может заставить страдать. Маргарита и Мастер в отличие от всех прочих героев романа относятся с уважением к силе влечений ?Воланду. Поэтому Маргарите и отводится почетная роль на балу, а мастеру возвращается разум.
У Ивана Бездомного встреча с инстинктами вылилась в галлюциноз. Лиходеев, директор «Варьете», которого забросило в Ялту, вообще не понял, что произошло. От жуткого страха Финдиректор Римский просит посадить его в бронированную камеру. При встрече с Воландом у каждого из героев происходит свое сумасшествие.
Полет Маргариты
©А.Т.Фоменко
– Почему Маргарита с таким рвением добивается прощения только для Фриды, задушившей своего ребенка платком?
– Маргариту не трогают чаяния других гостей бала. Вспомним, что это были некогда очень влиятельные особы, обладавшие властью и деньгами. Все это не волнует Маргариту, она далека от гонки за материальными ценностями. Единственная, кто оставил след в ее душе ? это Фрида. Мы не знаем почему Маргарита бездетна, в романе об этом ничего не сказано, возможно, она не хотела иметь детей от нелюбимого мужчины и тем самым убила в себе желание к рождению новой жизни вообще. Но ведь женщина, которая хотя бы единожды допускала мысль отказаться от материнства, бессознательно испытывает глубокое чувство вины, сталкиваясь к тому же еще и с осуждением людей. Фриду, как известно, тоже мучает вина за то, что она задушила своего ребенка. Таким образом, прощая Фриду, распорядившись, чтобы той перестали подавать злосчастный платок (которым она задушила младенца), Маргарита прощает и саму себя за нежелание иметь детей.
Возвращение рукописи Мастеру
©А.Т.Фоменко
– То, что Воланд в конце переносит Мастера и Маргариту в иной мир ? все-таки счастливый конец для обоих?
– Возвращаясь к тексту, можно сказать, что Мастеру и Маргарите после встречи с Воландом и после написания романа уже «нечего делать», им не о чем разговаривать, нечего вместе проживать. Тем не менее, их созависимость продолжается. И судьба преподносит им подарок ? Азазелло, который умерщвляет их, и переносит в другой мир. Правда, можно ли быть счастливыми, находясь в мире, где нет времени и друзей – еще вопрос.
А вообще, роман имеет такое огромное количество нюансов, обилие всевозможных нитей для рассуждений, что о нем самом можно было бы написать еще одну книгу. «Мастер и Маргарита» ? это сплетение внутренних человеческих конфликтов, судеб, пороков и переживаний. Он общечеловеческий. Кто-то его обожает, кто-то не понимает. Многие говорят, что роман «Мастер и Маргарита» неинтересен, но его хочется перечитывать еще и еще.
Комментарии
Много раз читала роман и фильм гениальный смотрела!<br />