Чем отличается русский рок? Почему рок-концерты так популярны, а рок-музыканты принимают наркотики? Чем отличается классическая музыка и рок?
– Конечно, говорить про музыку – все равно, что танцевать про архитектуру. Тем более, если делать это с помощью «птичьего языка» психологии. Так что заранее подчеркну – все нижесказанное весьма условно, приближенно и, конечно, не отражает полной картины такого явления, как музыка. Особенно, если учесть, что музыка – это вообще нечто очень сложное, многогранное, а главное довербальное (доязыковое) в принципе – любые слова, тем более, психологические термины в отношении музыки будут всегда топорны и приблизительны. Однако передать пусть и приблизительно свою мысль в данном случае возможно только так, поэтому сразу скажу, что музыка – это некая сублимация энергии либидо (любовной, сексуальной, «созидающей» энергии, которая есть в каждом из нас – NS). Любая музыка оказывает то или иное влияние на головной мозг – тембром, перепадами звука и т.д. В любой музыке заложена программа, которую человек «считывает» на уровне подсознания. Музыка, независимо от жанра, так или иначе влияет на бессознательное человека. Рок, как и классическая музыка – два наиболее ярких жанра, они в большей степени, чем другие направления, способны задевать за живое, вызывать наиболее сильные эмоции. Чем, кстати, поклонники рока очень похожи с любителями классической музыки. Возможно, с этим связано то, что сейчас у рок-музыкантов модно петь с симфоническими оркестрами.
И в классике, и в роке затрагиваются глубинные струны души. Классика более гармонична для восприятия. В роке грубые вибрации – все эмоции и чувства напряжены до крайнего предела и переживаются, что ни на есть, на полную катушку. Музыка, не сопровождаемая текстом, «довербальна» (из того «архаичного» периода, когда все мы, будучи младенцами, еще не умели говорить – NS), не все люди готовы касаться этих слоев. Классика не всегда может пробиться сквозь психологические защиты, так как довербальный уровень «охраняется» очень жестко. Когда мы рождались, были младенцами, то переживали массу эмоций, возможно, трагедий, к которым не хочется прикасаться. Чем легче ребенок пришел в жизнь (рождение) и счастливее отношения между матерью и младенцем, тем легче воспринимать довербальный уровень ощущения – музыку и танец. Рок-музыка снимает психологические защиты за счет жестких звуковых перепадов. И дальше происходит выплеск бессознательного – черного или белого, разрушительного, агрессивного или сексуального. Вопрос только в том, как этим всем управлять. Тем не менее, чем довербальнее, «древнее» слои, которые затрагивает музыка, тем больше в ней общечеловеческого, тем дольше живет музыкальное произведение.
Рок нравится многим людям потому, что с его помощью можно почувствовать и пережить нечто глубинное, живое. Переживая чувства с максимальным накалом, есть возможность залечить травмы детства. Страсти в рок-музыке накалены: если любовь, то любовь высокая, если ненависть, то – дьявольская. Благодаря резким звуковым перепадам, некой звуковой «раскачке» и даже банальной громкости (недаром рок «принято» слушать громко) – человек чувствует и раскачку эмоциональную, происходит своеобразный экстаз. Конечно, в наибольшей степени это достигается именно на концерте, где обмен энергетикой между исполнителем и слушателями происходит вживую. Если спросить у зрителей, которые выходят из оперы – они скажут то же самое, что и те, кто только что побывал на рок-концерте. Но за счет более резких звуковых перепадов влияние рок-музыки на наше бессознательное гораздо сильнее, чем влияние классической. Тем не менее, хотя классическая музыка гармоничнее, перепады более плавные, она тоже может быть очень тяжелой, эмоционально нагруженной. Известно, например, что Гитлер любил Вагнера и Бетховена. Вагнер – очень непростой композитор, его музыка достаточно сложна для восприятия, поэтому судя по тому, что человек слушает – можно что-то сказать и о том, что происходит у него в душе.
Рихард Вагнер / ©Wikimedia Commons
– Помимо резкого перепада децибелов в рок-музыке, часто в отличие от классической здесь еще есть и текст. Каково влияние на слушателей слов в роке?
– Да, на музыку накладываются тексты, и тексты эти могут затрагивать совершенно разные темы. Хотя «роковые» тексты имеют и свои особенности. Так, в этом направлении музыки очень часто затрагивается тема смерти.
Музыка в принципе лучше воспринимается в сочетании с танцем или с текстом. Примечательно, что рок-музыканты исполняют либо свои произведения, либо очень близкие к их внутреннему состоянию. В рок-текстах прослеживается то, что авторы исследуют свое бессознательное, затрагивают глубокие вещи в своей душе, поют о них. Эти стихи не нуждаются в анализе, потому что скрытый смысл в них виден как на ладони.
Они высвечивают свой внутренний мир, оголяя душу. Если музыкант сам не способен удерживать в себе поток страстей: созидательных или разрушительных, либо не знает выхода из этого состояния, своей музыкой он способен загнать слушателей в еще большую дезориентацию. Мы часто видим, что рок-музыканты буквально скользят по лезвию ножа собственных чувств и не всем удается пройти этот путь успешно и до конца.
Участник российской рок-группы «Би-2» Лёва Би-2 / ©Bestin
– Чем отличается русский рок?
– На мой взгляд, русский рок отличается более глубокими текстами, как, возможно, и вообще русская душа, которая склонна к переживаниям и чувственности. Хотя говорить об этих различиях очень сложно. А еще русский рок формировался в 1970-1980-е годы – на волне социального протеста. Рок-музыка – это так или иначе музыка протеста и свободы. Какая-то доля протеста изначально заложена в самом рок-направлении, и это прослеживается и в музыке, и в текстах. Протест необязательно должен быть против социальной системы, но он однозначно направлен против ограничений личной свободы.
Конечно, рок-группы бывают разные. Есть очень «агрессивные» группы, музыка которых поднимает чересчур много агрессивных чувств, от которых в натуральном смысле пробивают конвульсии, и которые могут привести человека к каким-то разрушительным действиям (множество случаев, когда после рок-концертов зрители начинают, например, громить витрины), в том числе и саморазрушительным (употребление наркотиков, чересчур большого количества алкоголя и пр.). Накал эмоций в данном случае может быть настолько сильным, что мозг на какое-то время, действительно, может разбалансироваться. Некоторые же исполнители, наоборот, могут положительно влиять на человека, когда после концерта слушатели чувствуют радость, прилив сил от пережитых эмоций. Однако нужно сказать, что здесь многое зависит и от лидера группы. Дело в том, что во время рок-концерта между зрителями и исполнителем идет очень сильное эмоциональное взаимодействие, своеобразный «обмен» – концерт по-настоящему живой. Таким образом, публика и исполнитель в этот момент становятся как бы единым целым, и лидер рок-группы способен влиять на поклонников. Поэтому многие музыканты могут как «разжечь» агрессию людей, так и, напротив, успокоить их. Настроение лидера рок-группы всегда чувствует публика – и, более того, это настроение ей передается. Поэтому, условно говоря, если рок-исполнитель вдруг испытывает какие-то агрессивные, разрушающие чувства и не может справиться с ними – ждите нарушений беспорядка от публики после концерта.
Концерт группы «Ленинград» / ©«Компания Афиша»
– Что вообще можно сказать о фанатах рок-групп?
– Фанаты рок-исполнителей, как и все остальные фанаты, всегда ищут того, чего им не хватает. Например, если человек склонен к депрессии – он ищет такую же депрессивную музыку, которая даст ему возможность выплеснуть свои эмоции. Это, кстати, позволяет снять ответственность, например, и за свои агрессивные действия (если все идут громить витрины, и ты идешь вместе со всеми, то это совсем не то же самое, если ты идешь это делать один). Если по каким-то причинам у человека в жизни затруднено выражение любви, он ищет себе похожего исполнителя. Через общность с другими фанатами достигается чувство экстаза и наполненности. Одна и та же музыка, кстати, может разрушить одного и дать толчок для духовного развития другому, поэтому восприятие музыки, разумеется, индивидуально.
Крайние формы фанатизма, когда человек начинает повсюду следовать за своим кумиром, или кончает жизнь самоубийством, когда умирает его кумир (такие случаи широко известны), конечно, разрушительны. Это форма зависимости.
©RockPage.me
– Полезен или вреден рок в таком случае?
– Очень сложно сказать наверняка, как, впрочем, о многих других вещах в нашей жизни. Возможно, чересчур агрессивный рок вреден. Однако едва ли что-то может дать запрет подобной музыки. Если у человека есть какие-либо тенденции – так или иначе он найдет для них выход – случится ли это в связи с прослушиванием музыки или с чем-то еще. Та или иная рок-группа – всего лишь лакмусовая бумажка, посредством которой эти тенденции проявляются.
Подростки, например, очень часто западают на исполнителей, чьи тексты и музыка наполнены суицидальными темами, потому что сам подростковый возраст – это, своего рода, символическая смерть: смерь ребенка, прощание с детством, связанные с этим многочисленные изменения и переход во взрослую жизнь. Сами подростки, как известно, любят тему смерти и протеста. Это может проявляться в приверженности к различным субкультурам, таким как эмо, и в прослушивании рок-музыки. В той или иной степени это характерно чуть ли не для всех подростков, но по мере взросления они, как правило, начинают от этого отходить или, по крайней мере, слушать другую музыку.
– Несмотря на довольно скупую рекламу, рок-концерты очень популярны. Почему?
– В рок-концертах людей влечет чувственность, эмоциональный обмен. Такой обмен присутствует, как правило, на многих живых концертах музыки различных жанров, но на рок-концерте зритель может не только слушать, но и выразить себя, спеть вместе со своим кумиром, двигаться. Человек в принципе устроен так, что ему необходимо что-то чувствовать, ощущать. Недаром именно в тот момент, когда нас посещают очень сильные чувства (например, любовь) мы испытываем самое большое счастье. Хотя чувства могут быть и очень неприятные, но иногда люди внутренне готовы испытать их, лишь бы вообще что-нибудь испытать – это, порой, лучше, чем не чувствовать совсем.
В социуме выражение полной гаммы эмоций невозможно. Даже если речь идет о радостных чувствах, когда они чересчур интенсивны, а что уж говорить про негативные. Не только в обществе, но и у отдельных людей существует запрет на выражение негативных эмоций. Всем нравится позитив, и даже если ты уже немного загрустил – окружающие начинают стыдить тебя. О выражении такого чувства как злость и говорить не приходится. С детства многих учат тому, что испытывать подобное очень плохо. Всем хочется видеть в других спокойствие, а на самом-то деле в душевном мире каждого человека творится совершенно иное – то, что по большей части не замечают ни родные, ни близкие, ни друзья. Мало кто понимает, что вся гамма человеческих эмоций совершенно нормальна. Ненормальным бывает порой лишь «неправильное», асоциальное выражение чувств.
Рок же позволяет вылить все эти неприемлемые в обществе эмоции сравнительно безопасным (хотя и не всегда) путем, да еще и получить на них ответ – взаимодействие с музыкантами и с теми людьми, которые приходят на концерт. Рок-концерт – это, своего рода, способ понять, что ты не одинок – будь то возвышенная любовь, агрессия, депрессивные чувства, желание собственной смерти, периоды взлета и падения, которые характерны абсолютно для каждого человека. Стоит ли говорить, что все, о чем мы рассказываем, происходит бессознательно.
Диана Арбенина / ©Светлана Боброва
– Почему, на ваш взгляд, существует довольно тесная ассоциативная связь между употреблением наркотиков и рок-музыкой? Иными словами, почему рок-исполнители, вероятно, чаще, чем исполнители других музыкальных направлений употребляют наркотики?
– Ответ на этот вопрос могут дать лишь сами музыканты – мы можем только предполагать. Возможно, употребление психотропных веществ как раз и связано с тем, что выдерживать на сцене погружение в океан своего бессознательного не просто. Судя по тому, что говорят сами музыканты, контакт со зрителем может быть очень опустошающим, а может быть, наоборот, наполняющим – все зависит от того, какая публика подбирается в зале. Чтобы выдерживать такую мощь – человек должен быть очень сильным, зрелым, и размах его личности должен быть очень широк. А большинство рок-музыкантов становятся популярными часто в очень молодом возрасте. Кроме того, наркотики многими воспринимаются как некое средство погружения в глубины своей души с легкой подачи некоторых авторов, например, Кастанеды. Это очень опасное занятие, которое вместо желаемого результата приводит к разрушению, так как даже самый легкий наркотик уничтожает творческую составляющую энергии либидо – той части в нас, которая дарит нам радость и созидание.
Комментарии
почти всё написанное - бред. я - музыкант и с психологией близко знаком. автору: не пишите больше! издательству: не рекламируйте данный материал, а лучше удалите.
> почти всё написанное - бред
Надеюсь, хотя бы к основной мысли о применении музыки для "вскрывания бессознательного" это не относится?
> с психологией близко знаком
Не расскажете ли, в таком случае, например, о роли рок-музыки в возрастных инициациях? И какое место в них занимает популярная в рок-музыке тема смерти?
Лично я на эту тему могу накатать простынку не меньше обсуждаемой статьи, а в плане содержательности - так и побольше, хотя на псих.факе ни разу в своей жизни не бывал. Не говоря уже о разборе весьма различных по причинам случаев, когда с возрастом не происходит отказа от рок-музыки.
Так накатайте) К чему вы тут вообще расписали свои бесполезные способности?!
Хвастовство - это порок. Головного мозга и сознания порок.
Конкретики 0 , рок весь разный , я даже не понял о чем она говорила.
Такая тема , это разбор мелодий , звуков , тембров , типов людей , с примерами , вообще , докторская страниц на 400
"- Конечно, говорить про музыку - все равно, что танцевать про архитектуру. Тем более, если делать это с помощью «птичьего языка» психологии. Так что заранее подчеркну - все нижесказанное весьма условно, приближенно и, конечно, не отражает полной картины такого явления, как музыка. "...
Именно на этом ей и надо было закончить. Психология - это самая неоправданная наука. Пытаются словами объяснить то, что надо чувствовать, всё у них условности, все у них приближенно. спрашивается, а с какой тогда целью существуете в виде "психологов"?! Каждая личность и сознание уникальны, о чем они (психологи) сами и говорят, но тут же пытаются все под одну гребенку загрести, под определённую норму. Хочешь быть бесполезным и ненужным - иди учиться на психолога.
Сложилось впечатление, что автор одновременно говорил и о роке, и о метале. К тому же у разных людей по-разному воспринимается и музыка.
Забыли упомянуть, что очень многие слушатели рока/метала предпочитают также и классику.
Чтобы впихнуть и проанализировать музыку с точки зрения психологии, автору стоило бы этому посвятить больше времени и экспериментировать самой, говорить с людьми. С разными. А то выглядит как поверхностные водянистые рассуждения неофита.
Бредятина попсососного любителя басковоподобных
С самого начала автор предупредила, что «все нижесказанное весьма условно». Поэтому не поддерживаю предыдущих коментаторов. Просто перечитайте статью. По-моему достаточно четко написано.
Да, всё весьма индивидуально. Вот я почти с рождения слушаю классическую музыку - в такой семье выросла. Подростком стала увлекаться рок музыкой. Но очень избирательно. Ведь музыка Элтона Джона тоже рок... Просто подумайте чем занимаются люди после рок концерта и после прослушивания классики. Можете себе представить человека, который вышел из филармонии и пошёл бухать и громить магазины? Нет? А после рок концерта?..
Аналитег. Психология - не наука. Все это просто измышлизмы - ее узколобое понимание. Прйдите нахуй.
Обращение к автору: почему когда говоришь что любишь и слушаешь только рок, все многие говорят орут, громкая музыка и т.д. А знаете ли вы, дорогой Автор что есть Супер медляки от этих Рок-музыкантов. Послушайте несколько песен из категории Рок баллады. Я лучше буду старомодным, древним или пещерным но Рок музыку слушать не перестану. На концертах всегда живой звук и такое же живое выступление вокалиста. Нельзя судить и писать о том что не знаешь.