История

Римляне отпугивали злых духов звенящими фаллосами

Сербские археологи во время раскопок римского города нашли интересный предмет домового обихода жителей империи — музыкальную подвеску, сделанную в форме крылатого фаллоса.

Сотрудники сербского Института археологии несколько десятилетий проводят изыскания на месте Виминациума — столицы римской провинции Мёзия. Город построили в I веке нашей эры, и изначально это был обычный военный лагерь (каструм) на дальней границе империи.

Постепенно рядом с каструмом образовалось, как это обычно и бывало в римских провинциях, гражданское поселение. И довольно быстро небольшой военный лагерь стал административным, торговым и промышленным центром провинции. По оценкам историков, в Виминациуме жили до 40 тысяч человек, что делало его одним из довольно крупных городов того периода.

Центральная фигура — фаллос, снабженный ногами, крыльями и хвостом / © Institute of Archaeology, Belgrade

Процветанию города сильно способствовало то, что он находился на Via Militaris — римской военной и торговой дороге, построенной при императоре Нероне и соединявшей Византий (сегодня Стамбул) и Сингидунум (ныне Белград).

Археологи уже раскопали на территории Виминациума храмы, термы (вариант бани), остатки военных укреплений, ипподром и мавзолей императора Гостилиана — одного из самых недолговечных римских правителей, который находился на троне лишь с июня по июль 251 года и умер во время эпидемии чумы.

Еще более примечательно обилие могил на этом месте: на сегодня там обнаружили более 14 тысяч захоронений. По некоторым усыпальницам видно, что принадлежали они очень богатым людям, которые могли позволить себе не только изделия местных ремесленников, но и предметы импорта.

К последнему, скорее всего, относится и свежая находка сербских археологов. Во время раскопок одной из главных городских улиц они обнаружили ворота одного из зданий. Установлено, что здание разрушилось в результате пожара, во время которого арка крыльца упала на землю. В слое обломков исследователи нашли предмет, который сейчас называют музыкальной подвеской или ветряным колокольчиком, римляне же обозначали его словом «тинтиннабулум».

Тинтиннабулум, сделанный примерно в I веке до нашей эры. Найден под слоем пепла в Геркулануме / © wikipedia.org

Это связка неких предметов (полых палочек, бубенцов и так далее), которые при дуновении ветра издают мелодичный звук. Первоначальный вид тинтиннабулума выяснят после его консервации. Однако уже сейчас очевидно, что его центральный элемент — фасцинус (fascinus).

Фасцинус — это одновременно древнеримское божество, защищавшее от сглаза и прочей черной магии, и его изображение. А изображали его в форме фаллоса с дополнительными элементами — обычно с крыльями. Фасцинус из Виминациума имеет не только крылья, но и ноги, даже хвост (тоже фаллической формы). Вокруг центральной фигуры прикреплены четыре колокольчика.

Тинтиннабулумы были довольно распространены в римском мире. Их вешали над дверьми домов или комнат, чтобы, издавая звук на ветру, они отгоняли злые силы и дурные глаза. Ну а если в такой колокольчик входил фасцинус, то защита становилась особо надежной.

Надо сказать, что для римлян фаллические символы вообще не несли эротического контекста. Их использование обычно связывают с культом плодородия, а также с защитой. Хотя известны примеры, когда сочетание изображения фаллоса и определенных слов было достаточно серьезным оскорблением.

Изображения фаллосов встречаются на самых разных римских предметах — от амулетов до фресок, мозаик и светильников, даже на стенах укреплений Адрианова вала на другом конце империи.

Для ответственных римских родителей было практически обязательным снабдить своих детей фаллическими амулетами или хотя бы нарисовать их на стене. Учитывая, что в это время дети были довольно болезненными, а детская смертность высокой, такие меры считали разумными.

По первоначальному осмотру найденного колокольчика археологи сделали вывод, что тинтиннабулум изготовлен не в Мёзии, а импортирован, возможно из Галлии. Судя по тому, что его нашли в руинах дома на центральной улице столицы провинции, владелец амулета был состоятельным человеком и мог позволить себе завозные товары.

Комментарии

  • Термин "мудозвон" приобретает конкретный археологический смысл.