Журнал Time назвал прошедший 2020 год худшим в истории человечества. Многие из нас, наверное, согласятся с этой оценкой — во всяком случае, социологические опросы это подтверждают.
2020-й преподнес нам пандемию коронавируса, ставшую беспрецедентным вызовом для здоровья людей по всей планете, а также мировой экономики, и незнакомые ранее ограничения, направленные на борьбу с Covid-19. Стихийные бедствия в этом году унесли жизни не менее 3,5 тысячи человек и заставили более 13,5 миллиона покинуть свои дома. При этом в денежном выражении ущерб составил 150 миллиардов долларов. 2020 год поставил рекорд по количеству ураганов в Атлантике. Для США это еще проблемные президентские выборы, а для Европы и Великобритании — Brexit. Последствия того и другого Америке и Европе — а может, и остальному миру — только предстоит ощутить в наступившем году.
Однако автор редакционной колонки Time делает оговорку, что 2020 год — худший для ныне живущих. В силу возраста большинству из нас просто не с чем сравнивать. Поэтому мы сделаем экскурс в историю и попробуем найти годы, которые были хуже 2020-го.
Летом 536 года армия византийского полководца Флавия Велизария высаживается на юге Италии. В середине ноября он берет штурмом Неаполь, а к концу года возьмет Рим. Спустя десятилетия варварского владычества Вечный город снова попадает под императорскую власть. Византия — Восточная Римская империя — пытается поставить под контроль земли, отвоеванные «варварскими» государствами у бывшей Западной Римской империи. Император Юстиниан стремится вернуть славу и величие еще недавно самой могущественной империи планеты и посылает войска на запад сражаться с варварами. Однако его планам сбыться не суждено.
Извержение вулкана в Исландии становится прологом к началу так называемого малого позднеантичного ледникового периода. Пепел, выброшенный вулканом в атмосферу, распространился над большей частью Европы и достиг Ближнего Востока и Азии. Но для современников, ничего не знавших об извержении, это просто загадочный черный туман, «укутавший» небо и лишивший Солнце силы.
Византийский летописец Михаил Сирин пишет: «Солнце затмилось на 18 месяцев. В течение трех часов утра оно давало свет, но этот свет не походил ни на день, ни на ночь». Многочисленные исторические хроники свидетельствуют: неурожай случился от Ирландии до Китая. Летом 536 года в Китае выпал снег, урожай погиб и начался голод.
Но 536-м бедствия не ограничились. Еще два повторных извержения последовали в 540-м и 547-м, что привело к длительному похолоданию, постоянным неурожаям и повсеместному голоду. Голод заставил тысячи людей сняться с насиженных мест, спровоцировал масштабные миграции и войны. Но и это было лишь начало. Многочисленные бедствия, голод и войны, ослабившие здоровье людей, сделали их более уязвимыми для инфекции и послужили катализатором новой большой эпидемии, вошедшей в историю как чума Юстиниана.
Эта болезнь, охватившая почти всю территорию цивилизованного мира того времени, стала первой в истории зарегистрированной пандемией. Эпидемия чумы началась в Египте и бушевала несколько десятилетий, опустошила почти все страны Средиземноморья и унесла, по разным оценкам, от 60 до 100 миллионов жизней. Неурожаи, голод и потеря от чумы до половины населения ослабили Византию, о возрождении Римской империи речи уже не шло. Вся средневековая Европа погрузилась в стагнацию, которая продлилась почти 100 лет.
В 1346 году в Европу пришла новая эпидемия, вошедшая в историю как черная смерть, или черный мор — вторая в истории пандемия чумы. Ее пик на европейском континенте пришелся на 1348 год. Трупы умерших быстро чернели и выглядели как бы «обугленными», что наводило ужас на их современников. Жертвами болезни стали десятки миллионов людей, по разным оценкам, погибли от одной до двух третей населения Европы. Эпидемия пришла из Китая, где чума свирепствовала в 1320-1330-е. В некоторых районах она унесла жизни до 90% населения.
Чума достигла европейских стран только спустя годы. В 1346 году болезнь проникла в Крым, который и стал исходный пунктом проникновения эпидемии в Европу. Принадлежавший генуэзцам крымский порт Каффа (Феодосия) был важнейшим перевалочным пунктом на пути из Азии в Европу. Из него торговый путь вел в Константинополь, где весной 1347-го произошла следующая вспышка болезни.
В декабре того года эпидемия началась в самой Генуе. Это могло случиться и раньше, но уже прослышавшие об опасности жители города с помощью зажженных стрел и катапульт не позволили вернуться в порт кораблям с командой зараженных моряков. Зачумленные корабли плавали по Средиземноморью, распространяя болезнь во всех портах, где хотя бы ненадолго удавалось бросить якорь.
В Генуе умерли от 80 до 90 тысяч человек, в Венеции погибли около 60% населения, в Авиньоне, резиденции папы римского, скончались от 50 до 80% жителей. Папа Климент VI вынужден был освятить реку, куда трупы умерших сваливали прямо с телег. С весны 1348 года черная смерть покинула приморские города, где свирепствовала до сих пор, и устремилась в глубь континента.
Мостовые городов заполонили трупы, которые некому было хоронить. Поддавшись панике, люди в страхе бежали из городов. Но среди них, как правило, всегда были те, кто успел заразиться. Чума вспыхивала во все новых местах. Города обезлюдели. Из крупных населенных пунктов больше всех жителей потерял Париж — 75%.
Через Ла-Манш чума перебралась в конце лета. В Европе в самом разгаре Столетняя война, но пандемия ее не остановила, только снизила активность боевых действий. Английские солдаты, возвращаясь домой с трофеями после успешной кампании во Франции, привезли с собой еще один «трофей» — чумную палочку. От чумы погибли от 30 до 50 % населения Англии.
К концу 1348 года болезнь была уже на севере Великобритании и добралась до Шотландии. Когда горцы решили пограбить пограничные английские земли, чума перекинулась и на них.
В итоге черная смерть унесла жизни четверти населения планеты, что составило более 60 миллионов человек, включая треть населения Европы — от 15 до 25 миллионов.
В творчестве А. С. Пушкина Болдинская осень 1830 года считается наиболее продуктивным периодом жизни. Запереться в своем имении Большое Болдино поэту пришлось из-за эпидемии холеры и объявленного карантина. Болезнь, ранее малоизвестная в Европе, до XIX века была распространена преимущественно на юге Азии. Но с 1817 года начинается волна непрерывных пандемий холеры, которые унесли в XIX веке миллионы человеческих жизней.
Холера стала самым смертоносным инфекционным заболеванием XIX столетия. Причиной того, что холера, ранее обитавшая только в теплом климате, приспособилась к прохладе, по одной из версий, стала мутация возбудителя болезни, выявленная в Бенгалии в 1816 году. Известный как «год без лета», 1816-й до сих пор считают самым холодным годом с начала документирования погодных наблюдений.
В резком изменении климата снова оказалось виновато извержение вулкана. Причем крупнейшее в истории человечества. Массивный выброс пепла в атмосферу от извержения вулкана Тамбора, произошедшего в апреле 1815 года, вызвал эффект вулканической зимы в Северном полушарии, который ощущался на протяжении нескольких лет. Следующий, 1816-й оказался действительно годом без лета. В США его прозвали «тысяча восемьсот насмерть замерзший».
Аномальные погодные условия установились по всему Северному полушарию. В Западной Европе и Северной Америке средняя температура снизилась на 3-5 °C. В июне снег выпал в штатах Нью-Йорк и Мэн. Подверглась удару экстремальных холодов Канада. В Квебеке толщина снежного покрова в июне достигла 30 сантиметров. Пришедшие холода принесли много бед европейским странам, еще не до конца оправившимся от Наполеоновских войн. Низкие температуры и проливные дожди привели к неурожаю в Великобритании и Ирландии.
«Год без лета» оставил миллионы людей без урожая, вынудив их покидать родные места, спасаясь от голода. Цены на продукты выросли многократно. Повсюду прокатились волны беспорядков. Голод подстегнул отток населения из Европы в Америку, но, прибыв после долгого путешествия на новое место, переселенцы обнаруживали такую же картину.
Резкое похолодание стало причиной эпидемии тифа в Юго-Восточной Европе и восточной части Средиземноморья между 1816 и 1819 годами — и появления нового штамма уже упомянутой холеры. Вместе с британскими солдатами и торговцами она разнесется по всей Юго-Восточной Азии, доберется до России, а затем распространится в еще не отошедшей от голода Европе и доберется до Соединенных Штатов.
Великая война, которую позже назовут Первой мировой, идет уже четвертый год. Она послужила детонатором Февральской и Октябрьской революций 1917 года в России и привела к краху Российской империи. В марте 1918-го в городе Брест-Литовск большевики, чтобы выйти из войны, подписывают крайне унизительный и невыгодный мирный договор. Страна теряет территорию площадью 780 тысяч квадратных километров с населением 56 миллионов человек. Это треть населения бывшей Российской империи.
Теперь эти территории должны перейти под контроль Германии и Австро-Венгрии. Вместе с тем страна теряет почти четверть пахотной земли, треть текстильной промышленности, четверть протяженности железнодорожной сети, заводы, на которых выплавляли три четвертых железа и стали, а еще шахты, где добывали 90% каменного угля.
Однако для России выход из войны не означает окончания кровопролития. Еще с началом войны, в 1914 году, большевики провозгласили лозунг: «Превратим империалистическую войну в войну гражданскую!» — и им это удалось. С 1917-го по всей стране идет установление советской власти, сопровождающееся ликвидацией вооруженного сопротивления противников большевиков.
Гражданская война отягощена иностранным военным вмешательством. Интервенция Центральных держав сменяется интервенцией стран Антанты. Белый террор сменяется красным. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге расстреляна царская семья.
Но к ноябрю этого же года война поставит точку и в существовании Австро-Венгерской и Германской империи. Приближает она и закат Османской империи, которая окончательно прекратит свое существование через пять лет.
Тяготы войны — антисанитария, плохое питание, скученность военных лагерей и лагерей беженцев, отсутствие квалифицированной медпомощи — способствуют распространению болезней. В последние месяцы Первой мировой начинается самая массовая пандемия гриппа за всю историю человечества — как по числу заразившихся, так и по числу умерших. «Испанка» быстро обходит этот крупнейший на тот момент вооруженный конфликт по числу жертв.
В 1918-1920 годах в мире переболели 550 миллионов человек — почти треть населения Земли. Оценки числа умерших от испанского гриппа расходятся: от 25 до 100 миллионов. В России эпидемия «испанки» проходила на фоне гражданской войны и одновременно с эпидемиями сыпного тифа и других инфекционных болезней.
К началу 1941 года большая часть европейского континента уже оккупирована фашистской Германией. Охвачена войной и Азия. Воспользовавшись гражданской войной в Китае, Япония захватывает юго-восточную часть страны. Идет битва за Атлантику, открыт Средиземноморский театр военных действий.
На пике своего могущества, объединив материальные и людские ресурсы захваченных стран Европы и союзников, летом 1941 года Германия нападает на Советский союз. В декабре с нанесения удара по американской военно-морской базе Перл-Харбор Япония начинает наступление в Тихом океане, вынуждая вступить в войну США.
В первые недели после германского нападения СССР теряет 28 дивизий, еще 72 понесли потери в людях и технике более чем наполовину. Уничтожена значительная часть боеприпасов, горючего и военной техники. Немцам удалось обеспечить полное господство в воздухе. Массовым бомбардировкам подвергаются советские города.
В первые месяцы войны Красная армия, неся огромные потери, отступает по всей европейской части СССР. Безвозвратные потери РККА к концу 1941 года составили свыше трех миллионов человек. Сотни тысяч красноармейцев попадают в плен. Германская армия вторгается в пределы страны на глубину от 850 до 1200 километров. Блокирован Ленинград, к сентябрю 1941-го немцы находятся на подступах к Москве.
Война коснулась каждого: миллионы советских граждан оказываются в оккупации. Но вместе с отступлением начинается эвакуация населения и предприятий в тыловые районы страны. В период с июня 1941 года до февраля 1942-го эвакуировали 12,4 миллиона человек. В новых местах, в Сибири, Поволжье, на Урале и в Средней Азии, в спешном порядке запускается работа вывезенных из европейской части страны предприятий, порой это делают прямо в чистом поле. Жизнь в тылу требовала величайшего самопожертвования. В армию ушли практически все мужчины призывного возраста, поэтому в поле и у станка их заменили женщины, подростки и старики.
Для СССР начальный период Великой Отечественной оказался самым тяжелым. Это время самых больших потерь — как территории, так и человеческих жизней.
Комментарии
Если про голод от извержения вулканов, то в России в 1601 году начались страшные дела. Вряд ли можно посчитать в штуках, но голод и смутное время кажется посерьёзнее периода 1816
Для СССР начальный период Великой Отечественной оказался самым тяжелым. Это время самых больших потерь — как территории, так и человеческих жизней. -- ну не знаю, некторые говорят можем повторить.
Почему то не понимают, что повторить придется все - и 1941, и котлы, и голод, и поражения, и неудачи, и помощь союзников, и многое другое, о чем вспоминать на параде, вытирая жирные губы от водки, не хотелось бы...
Начинать повторение надо с малого, например с расстрела царской семьи.
Тяжело быть идиотом или ты уже привык? "Можем повторить" относится к ответу на агрессию, ведь после 1941 был 1945, после поражений была Победа, и многое другое, от чего таких как ты корежит до пены изо рта.
Ну так тогда и надо писать просто - можем повторить (для идиотов - это отнорится к ответу на агрессию). Не все же понимают полутона и оттенки лизания ануса.
А что предлагаете делать в случае масштабного военного вторжения вы? Не повторять? Сдаться?
Слова "можем повторить" -- они про ответ на агрессию. Конечно, вам может не нравиться тот факт, что в ответ на агрессию страна может бороться. Но, согласитесь, в таком случае ваши взгляды на этот вопрос не могут стать массовыми в России.
«Черт знает, что из нас делается. Огорчаемся с зависти, утешаемся ненавистью, мельчаем — хоть в микроскоп нас разглядывай! Чувствуем, что падаем, и сами над собой смеемся… А? правда? были времена хуже — подлее не бывало!»
В. Крестовский (Н. Д. Хвощинская-Зайончковская). «Счастливые люди»
Подлее, несомненно бывали. Миллионы доносов не Сталин написал, да и многие миллионы избыточной смертности в девяностые нам принесли не инопланетяне, а наши собственные идеи о переустройстве общества.
А кто-то считает 2020 худшим из-за пандемии с минимальной смертностью