История

У гладиаторской арены Пергама нашли VIP-места с именами владельцев

Археологи обнаружили частные «элитные» ложи в разных секторах древнего амфитеатра.

Раскопки в Пергамском амфитеатре (современный город Бергама, Турция), привлекающем внимание археологов благодаря сходству со знаменитым римским Колизеем, идут с 2018 года. Построенный в римскую эпоху (примерно 1800 лет назад) он отличается от множества других подобных сооружений большой ареной. Известно, что в II веке в амфитеатре проходили бои гладиаторов и животных, также там проводили реконструкции морских сражений. На этой же арене казнили первых христиан, затравливая их дикими зверями.

В этом году специалисты из Немецкого археологического института (Deutsches Archäologisches Institut) нашли места для зрителей, отделенные от остальных рядов и похожие на современные ложи на спортивных стадионах и в развлекательных заведениях. Места эти подписаны — причем надписи высечены в камне (как поступали, если место меняло владельца, пока не очень понятно).

Интересно, что некоторые вполне латинские имена были выбиты греческими буквами: исследователи предполагают, что это жители Рима, которые по каким-то причинам пожелали иметь персональное место в Пергамском амфитеатре. Возможно, речь идет о представителях имперской администрации или еще каких-то римлянах, надолго поселившихся в Пергаме.

Общий вид амфитеатра в Пергаме / ©wikipedia.org

На сегодня археологи обнаружили пять приватных зрительских зон, но работы еще далеки от завершения. Всего несколько лет назад ученые говорили, что вместимость амфитеатра составляла 10 тысяч человек. Сейчас, по мере расширения масштабов раскопок, они полагают, что в нем хватало места не менее чем для 25 тысяч, а то и для 50 тысяч человек. Это сопоставимо с числом мест в римском Колизее, где, даже по оптимистичным оценкам, не помещались более 87 тысяч (современные ученые говорят о 50 тысячах). Иными словами, можно ожидать, что VIP-ложи обнаружат и в других его секторах.

Директор Немецкого археологического института Феликс Пирсон (Felix Pirson) отметил: «Они хотели построить здесь копию Колизея, который посещали все слои общества. И люди из высшего класса или важных семей имели частные места в специальных секциях с выгравированными на них именами».

Надо сказать, что в самом римском Колизее располагались не просто ложи для отдельных влиятельных людей или семейств. Размещение зрителей там было жестко структурировано в соответствии со структурой самого римского общества. Ложи, с которых открывался самый лучший вид на арену, предназначались для императора и весталок. Рядом находилась площадка для сенаторов (они могли приносить свои стулья), причем на площадке тоже сохранились выбитые имена некоторых сенаторов V века. Потом места делили так: чем выше — тем менее знатные и более бедные зрители.

Отдельные сектора были предусмотрены для выделенных групп: например, для мальчиков с воспитателями, солдат в увольнении, писцов, жрецов и так далее. Эти сектора, а также номера каждого из зрительских мест помечали выбитыми в мраморе надписями и цифрами. Напомним, некоторые группы вообще не имели права посещать Колизей: в частности, могильщики, актеры и бывшие гладиаторы.

Была ли так же жестко упорядочена система мест в Пергамском амфитеатре — пока не ясно. Ученые полагают, что строительство такого масштабного сооружения — очередной шаг в соперничестве Пергама с Эфесом и Смирной, другими крупными центрами Малой Азии того времени. Впрочем, такая конкуренция не была нововведением именно римского периода.

Пергам, согласно легенде основанный в XII веке до нашей эры выходцами из Греции, в 283-133 годах до нашей эры был столицей Пергамского царства. Считается, что расцвета он достиг при Евмене II (197-159 годы до нашей эры). Именно по его приказу примерно в 189 году до нашей эры основали Пергамскую библиотеку. И практически сразу, как пишет Плиний Старший, началось соперничество между ней и библиотекой Александрии.

Причем соперничество иногда принимало неожиданные формы. Например, царь Египта Птолемей VIII (145-116 годы до нашей эры), чтобы затруднить жизнь конкуренту, приказал остановить экспорт папируса. Привело это лишь к открытию новой технологии: ученые Пергама изобрели материал для книг, названный по месту расположения библиотеки — пергаментом.

Комментарии

  • Вывод понятен: соперничество и запрет приводят к открытию новых технологий. 😉

  • Ничего общего с Колизеем в архитектурном отношении типичный греческий амфитеатр в Пергаме не имеет, да и предназначен был для совсем других зрелищ (театральных представлений и мистерий), хотя римские извращенцы могли его приспособить и для гладиаторских боев и для травли преступников хищными зверями...

    • На фото типичный греческий ТЕАТР. Греческих амфитеатров не бывает, потому что амфитеатр - римское изобретение, выглядит, как современный стадион. Как можно путать театр и стадион?

      • С замечанием совершенно согласен. Черт его знает, откуда у меня эта амфи- вылезла?!.. Видать, сидит во мне чертенок приспособленчества...
        Впрочем, сообразил, что здесь выскочило название части зрительного зала в классических театрах современности.

        • А, да, есть такая ерунда - места в театре, по странности называетмые амфитеатром, Вы правы. И форма природного рельефа тоже называется амфитеатром, являясь театром. Но, боюсь, барышне, с ошибками переписавшей чужую статью, в такие тонкости погружаться рано. Но видите, это Вы человек адекватный, а в большинстве случаев любознательная публика прощает безграмотность и, наоборот, не прощает компетентность.

    • Могу предложить вам написать письмо в Немецкий археологический институт и покритиковать его представителя, который, собственно говоря, и предположил, что в Пергаме строили подобие Колизея. Понимаете, подобие - это не всегда внешне. А функционально и размерами сооружение в Пергаме вполне подобно римскому.

      • Во-первых, Вы даёте ссылку на турецкий агрегатор, а не на статью в первоисточнике. Найти первоисточник легко, но полагается давать на него ссылку. Во-вторых, для того журналисту и необходима минимальная грамотность в рамках темы, чтобы писать по теме без ошибок. Кому бы ни пришла в голову странность именовать театр амфитеатром, для чего Вы воспроизводите ошибочный посыл? А если Вы не понимаете ошибочность этого посыла, зачем Вы берётесь писать на тему из истории архитектуры?

        • Во-первых, Агентство Анадолу - это крупнейшее турецкое новостное агентство, а никак не агрегатор. Если вы не разбираетесь в таких вещах, может, лучше не демонстрировать свою некомпетентность?
          Во-вторых, журналист АА взял комментарий у Пирсона, поэтому ссылка на этот материал - вполне себе источник. Но вы уже продемонстрировали, что не разбираетесь в таких вещах.
          В-третьих, если уж говорить о "минимальной грамотности в рамках темы", то попробуйте обратиться с этим к профессору Пирсону, который в своей статье употребляет именно слово "amphitheatre". Вот ссылка: https://www.dainst.blog/2020-field-campaign-of-the-pergamon-excavation/
          Поверьте, его компетентность и "минимальная грамотность" явно вызывает больше доверия, чем ваша.
          И да, с чего вы взяли, что новость "на тему из истории архитектуры"?

          • В данном случае источником было бы сообщение автора находки. И он существует, поверьте, его очень легко обнаружить.
            Коль скоро лапидарные надписи обнаружены на объекте древней архитектуры, имеют непосредственную связь с функцией этого объекта, а историей памятников архитектуры занимается наука, называемая историей архитектуры - вот из всего этого следует, что обсуждаемая новость относится к теме истории архитектуры.
            Однако, я с Вами попрощалась в соседней ветке, прощаюсь и тут. Пора это сделать, ведь сказанного по сути ошибки в терминах достаточно. А пустые препирательства никому не нужны.

          • Как уморительно наблюдать за тем, как вы "нашли ошибки" у немецких археологов, "неправильно употребляющих", по-вашему, слова, точный смысл которых вы не знаете даже на уровне словаря Ожегова. Вам самой не смешно?

          • точный смысл которых вы не знаете даже на уровне словаря Ожегов

            Для вас Ожегов -- абсолютный источник знаний?!..
            АМФИТЕАТР — (греч. amphitheatron, от amphi вокруг, и theatron театр). 1) у римлян, овальное или круглое, не покрытое крышей здание, с постепенно возвышающимися вокруг стен местами для зрителей; оно предназначалось для боя зверей и гладиаторов. 2) часть… …Словарь иностранных слов русского языка
            АМФИТЕАТР (от греческого amphitheatron: amphi - с обеих сторон, theatron - зрелище), 1) предназначенное для публичных зрелищ античное монументальное, овальное в плане сооружение с ареной посредине, вокруг которой располагались поднимавшиеся уступами места для зрителей (самый большой амфитеатр в мире - Колизей). 2) Места в театральном зрительном зале, цирке (как правило, за партером) или аудитории, поднимающиеся уступами.Современная энциклопедия. 2000.
            АМФИТЕАТР — (от греч. amphitheatron) 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались Места для зрителей (Колизей в Риме).2) Места в зрительном зале (в театре и цирке за партером) или в аудитории, расположенные… …Большой Энциклопедический словарь
            Амфитеатр — (amphiteatrum от греч. amjiqearon) означал у римляновальное, непокрытое крышей здание, состоявшее из двух соединенных междусобою театров, без помещения для сцены и предназначавшее для боя зверей и людей. В самой середине помещалась усыпанная песком арена, свободно эллиптическое, приспособленное к форме всего здания, пространство, на котором происходили бои. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

          • Для определения лексического значения слов современного русского языка, безусловно, словарь Ожегова подходит гораздо лучше, чем Брокгауз и Ефрон или словарь иностранных слов. Но если вам не подходит Ожегов, попробуйте заглянуть в словарь Ушакова. Ключевое слово здесь - толковый. Вы понимаете его значение?

          • В данному случае материал новостного агентства - это вполне себе источник, поверьте. Но вы не разбираетесь в принципах работы СМИ, хотя и пытаетесь меня учить. По той же причине вы не понимаете, что речь не идет об истории архитектуры.
            По поводу остального, включая употребление терминов, я ответила в другой ветке.

  • Вопиющая безграмотность: на фото из Википедии не амфитеатр, а театр! Амфи-театр - это двойной театр, два театра, составленные вместе. В современном понимании - стадион. Эллипс в плане. А театр - полукруг в плане. И с такими знаниями автор статьи берётся писать по теме? Позорище.

    • Откуда столько яда? Горгона, которая дожила до наших дней? )))
      А вот если по теме - можете лучше написать? С радостью почитаем. Хотя будьте готовы, что кто-нибудь обязательно напишет что вы вопиюще безграмотны )))

      • Могу ли я написать лучше? Естественно. Рассказываю, как это делается: переписывая конспектно чужое сообщение, в первую очередь даёте ссылку на первоисточник. Далее проверяете, чтобы те фото, которые Вы прикрепили к тексту, соответствовали этому тексту. Для этого всего, правда, нужны некоторые знания, но имея их, Вы получите зарплату заслуженно. А не имея - Вы всё равно получите зарплату. Но ждите, что Вас поправят в комментариях. Заслуженно.
        У Вас есть возможность с радостью меня почитать, но для этого Вам придётся обратиться к научной периодике. Дерзайте.

        • в первую очередь даёте ссылку на первоисточник.

          Ссылка там есть, но не на первоисточник, а на какое-то пропагандистское турецкое агентство Анадолу Эдженси. Найти оригинальное высказывание директора DAI Феликса Пирсона на сайте института мне не удалось, однако там имеется подробная 3D реконструкция Пергама, из которой очевидно, что никакого амфитеатра в Пергаме не было, но нынешние развалины театра на тутошней иллюстрации составляют от силы треть первоначальных размеров этого крупнейшего театра античности (см. https://www.youtube.com/watch?v=h3Q2tb4h0OY&t=355s).

          • Попробуйте почитать здесь: https://www.dainst.blog/2020-field-campaign-of-the-pergamon-excavation/

            Могу дать конкретную цитату: The study of the amphitheatre, which is planned for three campaigns, focused on evidence for the graphic reconstruction of the missing parts and on damage mapping of the standing structures (Fig. 15).

            Ваша собеседница, пытаясь продемонстрировать "компетентность", путает понятия, принятые в архитектуре и в истории (археологии).

            И да, назвать крупнейшее новостное агентство страны "каким-то пропагандистским" - это тоже об уровне компетентности.

          • крупнейшее новостное агентство страны

            Агентство, созданное для поддержки движения кемалистов и одновременно с ним, не может не быть "каким-то пропагандистским", как, например ИТАР-ТАСС...

          • Политизация головного мозга страшное заболевание.

          • Отсутствие политизации головного мозга говорит, что вы не политическое животное (во всяком случае, так выходит по Аристотелю)... ))

          • Посмотрел я эту ссылку. Она противоречит данным того же института, представленным на его же 3D реконструкции. Ссылку не даю, так как она безобразно велика, но ее легко найти на сайте института, впрочем, эта реконструкция выложена институтом в Ютубе (см. ссылку выше). Там совершенно однозначно читается титр: Театр и храм Диониса, и нет никаких признаков классического римского амфитеатра ни рядом, ни поодаль. Отчего возникло такое противоречие у исследователей, для меня загадка неразрешимая...
            Впрочем, наш обмен мнениями по этому поводу привлек внимание посетителей сайта, и это хорошо!

    • Может быть, прежде, чем рассуждать о чужой "безграмотности", стоит убедиться в собственной "грамотности"? Например, посмотреть в словарь и узнать значение слова "амфитеатр"? Или это слишком тернистый путь?

        • При чем тут словарь иностранных слов? Лексическое значение лучше смотреть в толковом словаре. Например, Ожегова:
          АМФИТЕАТР, амфитеатра, м. (греч. amphitheatron). 1. У древних - здание для зрелищ с возвышающимися полукружием или кругом местами для зрителей. 2. В современных театрах - места за партером или над ложами, расположенные полукругом.

          Я бы этой ей сразу объяснила, просто не люблю хамства. Она же приосаниться пришла, а не на ошибку указать (что всегда приветствуется).

        • "Тётенька" - это, надо полагать, я? Что же, очевидно, что Вы можете послужить эталоном вежливости, что достаточно "выдаёт" Ваш комментарий.

          • Начиная со слов "вопиющая безграмотность" "позорище" этот человек еще требует к себе уважения ))) Какая "вопиющая" наивность. Ой, не зря я вам ссылку запостил про детское мышление.

          • Этот человек (видимо, вы обо мне, раз не отвечаете) отнюдь не требует к себе уважения. Уважение получают по заслугам. Или не получают. Так или иначе, это решают окружающие, любые требования тут были бы неуместны.
            Вы находите оскорбительное в словах "вопиющая" и "безграмотность"? Ничего себе!
            Да, слово "позорище", пожалуй, может задеть. Как может задеть вопиющая безграмотность статьи. Увы. Но порога общественного приличия не переступает и слово "позорище".
            А что до Вашей ссылки, так это Вы старались для меня? Напрасно. Не имею привычки кликать на ссылки для "тётенек".

          • старались для меня? Напрасно

            Оно и видно.

      • Я не могу знать, каким словарём воспользовались Вы, но в вопросах архитектурных терминов следует пользоваться рецензированными словарями архитектурных терминов, а не Википедией или словарями сайтов дизайнеров квартир и риэлторов. Цитирую словарь архитектурных терминов:
        "АМФИТЕАТР
        (от греч. amfiqeatron)
        1) древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров)..." Есть у термина и другие значения, что мы уже обсудили в комментариях, но к обсуждаемому контексту имеет отношение именно первое значение.
        Запомнить просто: театр - полукруг, веер. Амфитеатр - два театра, составленные вместе так, чтобы в плане получился эллипс.

        • Открою секрет: при написании новости основным словарем, который стоит использовать, является словарь русского языка. Лексическое значение слова можно посмотреть в толковом словаре. Это не сложно, поверьте, у вас получится.
          И, разумеется, мнение археолога, который использовал именно это слово, для меня значит больше, чем мнение хамоватого архитектора.

          • Вы пишете в области истории архитектуры, но не готовы пользоваться специализированной литературой? Что же Вам мешает? Но допустим. Мнение археолога Вы, надо полагать, вычитали по-английски? Готовы ли Вы допустить, что возможно существование разницы в применении одних и тех же профессиональных терминов в разных языках? Т.е. речь может идти как о неправильном использовании архитектурного термина археологом (а такое случается!), так и о разном понимании термина в разных языковых средах. Допустим, Вы не учли всего этого. Скажите, что сейчас, когда ошибка выявлена, мешает Вам принять к сведению правильное значение термина "амфитеатр"? Авторитет составителей словаря русского языка? Тогда почему не писать о медицине, руководствуясь словарём русского языка? Видимо, потому, что толкование понятий в специализированной области требует знаний. Вас поправили. Это бывает неприятно. Но полезно, если уметь воспринимать информацию. На этом прощаюсь. Возможно я Вас задела своими словами. Но отдайте себе отчёт, что это был законный и вполне корректный ответ на то, что Вы задели читателя своей некомпетентностью.

          • Во-первых, с чего вы взяли, что я пишу "в области истории архитектуры"?
            Во-вторых, совершенно не важно, на каком языке употребил слово Пирсон: я пишу на русском. И мнение Ожегова, при употреблении слов русского языка в издании, которое не является профильным по какому-то одному виду знаний (там еще можно говорить о приоритете терминов над правилами русского языка), для меня значимее мнения хамоватого архитектора.
            В-третьих, вы не поправили меня (ну или давайте скажем, что поправили заодно Ожегова и Пирсона). Вы пришли покрасоваться за чужой счет, увидев знакомое слово, которые вы, в своей профессиональной среде, привыкли употреблять уже, чем это позволяет толковый словарь русского языка. Вас поправили. Это бывает неприятно. Но полезно, если уметь воспринимать информацию. Вы такого умения не продемонстрировали. Зато некомпетентность в области археологии, русского языка и работы СМИ - вполне. Но вы меня этим не задели - я отвечаю вам только для того, чтобы ваша некомпетентность не вводила в заблуждение остальных читателей.

    • Это у вас профессиональная девиация)) С точки зрения архитектора-реставратора табуретка это не стул, мы в курсе. Но слово амфитеатр куда привычнее в отношении древностей и сразу отдает античностью. А вот "театр" слишком ассоциируется с современностью. Пусть технически приставка "амфи-" и означает "вокруг"

      • Термин - это понятие с фиксированным смыслом. Если ассоциации не верны, следует руководствоваться не ими. Заявленная кем-то привычность неправильного - повод менять привычку, а не термин. Проще говоря, не следует упорствовать в ошибках. Их следует учитывать и исправлять. Тем более, когда это просто. Например, если лично у Вас театр не ассоциируется с Античностью, в которой он был придуман и без которого не обходился ни один древнегреческий город, - не хороший ли это повод углубить свои знания и больше не путаться? Я думаю, любой повод углубить свои знания хорош. Но это моё мнение.

        • Тут недавно статья была про "теорию разума", почитайте. Если коротко, неспособность принять чужую точку зрения или хотя бы рассмотреть аргументы в ее пользу, ни что иное как инфантильность мышления.
          https://naked-science.ru/article/psy/deti-do-shesti-semi-let-okazalis

        • хороший ли это повод углубить свои знания и больше не путаться

          Вам дали ссылку на блог Немецкого археологического института (DAI) который собственно и занимался этими раскопками. Теперь и у вас есть повод углубить свои знания. Воспользуйтесь.

  • Вот все же хотелось бы чтоб движок коментов не путал смыслы и не расставлял бы сообщения "по понятиям"🤟 Отвечаешь на первый комент в теме а прилепляет к совершенно другому, от чего возникает неразбериха, а то и меняется смысл комента. Конечно можно при желании даже догадаться что соседняя линия тянется к первому коменту но пальцы надо отрубать тем кто делает интерфейс таким загадочным и заставляет юзера искать выходы из лабиринтов.