Ранний месопотамский город оказался совсем не таким, каким его представляли ранее. Построенный на островах, он не имел ни центра, ни окружающей оборонительной стены.
В Journal of Anthropological Archaeology опубликована статья Эмили Хаммер (Emily Hammer), антрополога и археолога из Пенсильванского университета (США). В работе представлены результаты дистанционного зондирования археологического участка Телль-эль-Хиба — места, где когда-то находился древний город Лагаш, который ученые связывают с шумерской цивилизацией.
По современным представлениям, Лагаш, являвшийся ядром одного из самых ранних государств мира, основали примерно в период 4,6-4,9 тысячи лет назад. Жители покинули его около 3,6 тысячи лет назад по неизвестной причине. А первые раскопки Лагаша провели более 40 лет назад.
Данные, собранные в основном специально оборудованным беспилотником, показывают, что Лагаш главным образом состоял из четырех болотистых островов, соединенных водными путями. Это не вполне соответствует традиционному представлению ученых о месопотамских городах. Обычно считают, что поселения там формировались вокруг единого храмового (культового) и административного центра и были обнесены оборонительной стеной. А орошаемые сельскохозяйственные площади находились за пределами города.
По мнению Эмили Хаммер, Лагаш не имел географического или ритуального центра, а каждый городской сектор развивал отличительные экономические практики на отдельном болотном острове, подобно тому, как это было в средневековой Венеции. Например, один остров пересекали водные пути или каналы, где, возможно, преобладали рыболовство и сбор тростника для строительства.
Два других болотных острова Лагаша были окаймлены стенами, ограждавшими тщательно спланированные городские улицы и районы, где встречаются большие печи. Хаммер предполагает, что эти сектора строились поэтапно и, возможно, были заселены первыми. Там могли выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься гончарным делом.
На снимках с беспилотника видны гавани на каждом болотном острове. Скорее всего, жители городских секторов активно использовали лодки для перемещения между островами. Но при этом на водных путях и рядом с ними зондирование показывает остатки того, что могло быть пешеходными мостами. Достоверно это можно выяснить только во время предстоящих археологических раскопок.
Несколько лет назад археологи из Университета Южной Каролины (США) изучили спутниковые снимки Лагаша и других древних поселений в Южной Месопотамии. Тогда ученые пришли к выводу, что Лагаш состоял примерно из 33 болотистых островов, многие из которых были совсем небольшими.
Хаммер считает, что снимки с беспилотника позволили детальнее рассмотреть сооружения Лагаша, чем это было возможно с помощью спутниковых снимков. Разрешение последних меньше, чем у аэрофотосъемки с небольших высот. Первоначальные данные о том, где нужно проводить съемку, были собраны осмотром людьми на уровне земли. И уже по этим ориентирам беспилотник делал фотографии высокого разрешения нужной части поверхности древнего города. Влажность почвы и поглощение соли в результате недавних сильных дождей помогли обнаружить (за счет более высокого цветового контраста) остатки древних зданий, стен, улиц, водных путей и других городских объектов, погребенных под землей.
В результате предполагаемые 33 острова удалось «объединить» в четыре структуры. Три из них крупные, по мнению Хаммер, были густонаселенными. На меньшем, четвертом острове доминировал большой храм.
Снимки с беспилотника, свидетельствующие о контрастных районах на разных болотных островах, некоторые из которых выглядят спланированными, а другие расположены более бессистемно, отражают волны миграции в Лагаш между 2600 и 2350 годами до нашей эры.
Плотные скопления жилых домов и других построек на большей части Лагаша свидетельствуют о том, что в период расцвета там жили десятки тысяч людей. В то время площадь города составляла примерно от четырех до шести квадратных километров.
Эмили Хаммер предполагает, что Лагаш оставили в период, когда регион стал менее водным. Преимущества «месопотамской Венеции» исчезли, и люди ушли в другие города, где экономика и оборона не настолько зависели от наличия полноводных каналов.