История

Стало известно, кто продал императору Рудольфу манускрипт Войнича

Немецкий ученый обнаружил в архивах Священной Римской империи сведения о том, у кого правитель-алхимик некогда купил загадочный пергамент.

Время от времени в СМИ появляются громкие заголовки, сообщающие читателю о том, что таинственный манускрипт Войнича наконец-то расшифровали. Каждое такое сообщение приводит к опровержению: книга, написанная на неизвестном языке и снабженная загадочными ботаническими иллюстрациями, до сих пор не разгадана.

Манускрипт получил свое название по имени польского антиквара и книготорговца Вильфреда Войнича, который в 1912 году обнаружил ее в иезуитском колледже Фраскати под Римом. Радиоуглеродное датирование определило время создания рукописи периодом между 1404 и 1438 годами. Но самое раннее упоминание о ней в исторических источниках относится к 1639-му.

Письмо Иоганна Марци, в котором идет речь о рукописи / ©Beinecke Rare Book and Manuscript Library, Yale University

Это письмо пражского алхимика Йиржи Бареша иезуитскому лингвисту Афанасию Кирхеру. В то время Бареш был владельцем манускрипта и послал копию глифов Кирхеру в надежде, что тот сможет перевести их. У Кирхера, как и у сотен его последователей, ничего не вышло, но загадка зацепила иезуита — и он захотел купить книгу. Бареш отказался.

В конце концов Кирхер получил книгу в 1665 году. Тогда ее унаследовал друг Бареша, королевский врач Иоганн Марци, и переслал Кирхеру. В сопроводительном письме есть еще один ценный намек на историю владения рукописью. Марци рассказал, что в свое время книгу купил император Священной Римской империи Рудольф II за огромную сумму в 600 дукатов.

Рудольф II еще при жизни приобрел довольно своеобразную репутацию: он увлекался оккультными науками и алхимией, искал философский камень, водил дружбу с Джоном Ди и Эдвардом Келли. Нет ничего удивительного в том, что загадочная рукопись привлекла внимание императора.

Проблема в том, что в имперских архивах нет никаких свидетельств приобретения этой рукописи Рудольфом, да еще за такие деньги. Бюджет имперского библиотекаря в то время составлял 1000 флоринов (еще одна золотая монета, эквивалентная по стоимости дукату) на три года, поэтому тратить 600 на одну книгу было бы немыслимо. Рукопись не фигурирует ни в описях публичной императорской библиотеки, ни в личной библиотеке правителя.

Теперь Стефан Гузи из Бременского университета искусств (Германия) обратился к другим архивам. Он изучил имперские бухгалтерские журналы, которые вели при дворе Рудольфа II, и обнаружил записи, способные пролить свет на продажу рукописи императору.

История владения рукописью не менее загадочна, чем ее содержание, но здесь мы можем в какой-то мере надеяться на письменные источники / ©Beinecke Rare Book and Manuscript Library, Yale University

Гузи планировал найти все записи, в которых упоминалась бы сделка на 600 золотых монет, и выбрать из них ту, где упоминались бы книги. Но выбирать не пришлось. Почти из семи тысяч записей в журнале, включая 126 операций с книгами, только в одном случае речь шла о покупке книг за 600 золотых монет.

Из записей стало известно, что в 1599 году врач Карл Видеманн продал Рудольфу собрание рукописей за 500 серебряных талеров. Монетные дела Священной Римской империи были довольно запутанными: при Рудольфе подскочило в цене серебро. Поэтому произошло удивительное событие: 500 серебряных талеров на тот момент стали эквивалентны 600 золотым дукатам или флоринам.

В еще одной записи коллекцию называют «замечательными/редкими книгами». Сообщается, что их перевезли в небольшой коробке. Подчеркнем: речь идет не об одном манускрипте, а о некотором количестве книг — и тогда сумма сделки уже не выглядит такой неправдоподобной.

Но если Видеманн был владельцем рукописи до Рудольфа, то как она попала в его руки? Гузи сообщает, что Видеманн жил в Аугсбурге, в доме известного ботаника доктора Леонарда Раувольфа, и он начал продавать книги императору сразу после смерти Раувольфа и его вдовы, у которых не было детей. Была ли на то воля покойного ботаника или Видеманн самостоятельно распорядился его бесхозным имуществом — мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Понятно лишь, что покупателя он выбрал правильно: император-алхимик просто не мог оставить без внимания столь загадочный манускрипт.

Комментарии

  • Так может ИИ запустить на расшифровку рукописи?

    • А затем запустить ещё один, который будет расшифровывать результаты расшифровки.

    • Вряд ли сейчас есть нейросети, способные решить задачу взлома такого нетривиального шифра. Может, у спецслужб и военных имеются какие-то наработки на эту тему, но они не расскажут.

  • Невозможно расшифровать то, что не имеет содержания и состоит из бессмысленных сочетаний символов и рисунков, лишь похожих не рукопись. Возможно, это самая древняя мистификация в истории человечества.

    • Насколько я помню, проблема в том, что распределение букв в тексте статистически очень похоже на некоторые реальные языки. Т.е. если взять и просто заполнить страниц двести бессмысленными символами, то вероятность попасть в "правильную" статистику будет практически нулевой. Сейчас, конечно, нужное распределение можно и подогнать, но в XV веке таких знаний просто не было.

      • но в XV веке таких знаний просто не было.

        У вас неправильное представление о лингвистике и математике Средневековья.

        • В XX веке достоверную статистику текстов обсчитали на компьютерах. В Средневековье, наверное, что-то приближенно можно было и вручную посчитать, если очень захотеть. Но опять-таки непонятно зачем - император Рудольф II вряд ли мог проверить такие тонкости.

          • Но опять-таки непонятно зачем

            Так, думаю, автор этой мистификации тоже не за дешево этот манускрипт сбыл первому владельцу -- какому-то из предков Л. Раувольфа (происходившему из богатой купеческой семьи). Заодно оставил далеким потомкам хитрую и принципиально неразрешимую головоломку. Уверен, автор от этого получил большое удовольствие...

        • Т.е. коптский язык 19 века, со своей лингвистикой, недалеко ушёл от древнеегипетского, а персидский - от вавилонского времён Хаммурапи, зато некий европейский средневековый язык изменился до "неправильного представления"? Хотя, соглашусь в одном - копстко-древнеегипесткое и вавилонско-персидкое согласование языков на этапе в 2000 тыс. (и более) лет развития, скорее нонсенс. Математика была такой же, дважды абстрактных два составляло те же абстрактные четыре. Согласен, "высшей математики" и матанализа не было, но принципы были те же самые, что и в основе современной математики.
          А что до текста... если это шифр, требующий ключа (возможно, переменного для разных частей документа) для расшифровки, то тут никакая математическая статистика при переборе вариантов не поможет, тем более, что нет точного представления о возможном языке и примерном содержании текста.

      • Согласен, смысл есть. Человек слишком систематичное существо, чтобы овладеть бессистемностью. Возможно, текст был написан шизофреником, человеком с нетипичной логикой.

        • Человек слишком систематичное существо, чтобы овладеть бессистемностью.

          Обе части данного утверждения ошибочны. И при этом к "манускрипту Войнича" не имеют отношения.
          Фокус мистификатора в том и состоял, чтобы создать текст по виду похожий на текст на каком-то индо-европейском языке (то есть подчиняющийся языковым законам), но не содержащий значимых слов, а потому не поддающийся расшифровке. Это даже не "Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка", а тщательно сочиненная абракадабра с рисунками лишь внешне похожими на осмысленные изображения...

  • Так может Раувольф и написал эту книгу, раз он ботаник?А в книге много иллюстраций растений

    • Раувольф жил через 100 лет после датировки создания рукописи.

  • Так вроде расшифровала наша баба какая-то. Это шифрованный старо-чешский.

  • Честно говоря, как версия, возможно, но как "твёрдое доказательство", излишне "притянуто за уши". Есть только факт приобретения "собрания" рукописей в1599 году за 500 талеров (талер - ок. 30 гр. серебра, дукат - ок. 3, 5 гр. золота, хотя и странно, чтобы после поступления на европейской рынок мексиканского серебра, оно так скакнуло к золоту. Возможно, путаница возникла из-за смешения названия "флорин" и "гульден" (название флорина в Германии), гульден после 1566 года чеканился из серебра и составлял 2/3 талера, но его исследователи могли перепутать с флорентийским флорином (изначальный золотой гульден копировал эту флорентийскую монету) и приравнять к золотому дукату. Эта ошибка объясняет "странность" (про необъяснимый "подскок" в цене серебра... конкретно при Рудольфе и конкретно на территории его владений. С такой "запутанностью" все менялы Европы сбежались бы на территорию империи и быстренько "выровняли баланс", вызвав конкретный дефицит золота), но вышибает довод "равнозначности суммы"), да "провенанс" от Бареша, через более чем 60 лет от даты "списания средств". Не удивлюсь, если ссылка в письме на Рудольфа была просто способом обратить внимание на странный манускрипт, а не отмахнуться от него сходу. После 30-ти летней войны началось идейно -политическое оформление национальных государств на территории Европы, с соотвествующей модой на "древность" - "антики", а спрос рождает предложение, в т.ч. в виде разнообразных фальсификатов.