Крупнейший средневековый город Южной Африки использовал десятки больших резервуаров для хранения воды. Новое исследование показывает, как эта система позволяла общине управлять стабильным водоснабжением в регионе с непростым климатом.
Большим Зимбабве называют комплекс каменных сооружений, занимающий площадь в 24 гектара и расположенный в горах на юго-востоке Зимбабве. Это один из немногих средневековых городов Африки к югу от Сахары и самый крупный среди них.
По современным представлениям, город основали в IX веке нашей эры. Его строители и население — народ шона из группы банту. Само слово «зимбабве» на языке шона означает «большой каменный дом», и страна получила свое название от древнего города. К XI веку он стал столицей Королевства Шона (иногда называют Мономотапой), контролировавшего части современных Зимбабве и Мозамбика. Город с населением от десяти до 18 тысяч человек процветал, пока не был заброшен в XVII веке по неизвестным причинам.
Но как люди, жившие в нем, удовлетворяли свои потребности? Особую сложность представляла вода: Большой Зимбабве расположен в районе с частыми засухами, поэтому обеспечение стабильной подачи воды для такого числа людей и нужного им количества скота должно было стать проблемой. В такой местности обычно могут выжить кочевники, но не горожане, привязанные к одному месту. Более того, в религиозных культах современных шона поклонение богу воды и просьбы о дожде — одни из центральных элементов. Но вот помогали ли их средневековым предкам молитвы или те использовали иные методы?
Ответ на этот вопрос дали авторы статьи, опубликованной в журнале Anthropocene. С помощью методов дистанционного зондирования и раскопок они исследовали ряд больших впадин в ландшафте, которые местные жители называют «дхака» (dhaka). Эти углубления ранее не изучали, так как считалось, что их выкопали только для сбора глины, используемой при строительстве в городе.
Новые исследования показывают, что ямы тоже использовали для хранения и распределения воды в городе. Есть явные признаки того, что углубления были вырыты там, где они могли собирать поверхностные воды, в то же время в них просачивались грунтовые воды. В них же вода находилась в засушливые периоды года.
Авторы работы обнаружили больше ям «дхака», чем было известно ранее. Их нашли там, где после дождя естественным образом возникают небольшие ручьи, или там, где на поверхность выходят грунтовые воды. Это в сочетании с расположением и конструкцией впадин убедило исследователей в том, что ямы «дхака» функционировали как продуманная система для обеспечения стабильного водоснабжения вне сезона дождей. По оценкам ученых, система могла хранить 18 тысяч кубических метров воды.
Таким образом, жители Большого Зимбабве разработали методы хранения и управления водой в районе, который характеризуется тремя различными климатическими сезонами: очень теплый и сухой, теплый и влажный, а также, наконец, теплая и сухая зима. Такое водоснабжение было просто необходимо для создания городского общества, которое нуждалось в безопасном снабжении водой своих жителей, скота и сельского хозяйства.
«Несмотря на фрагментарность, растущий объем экологических и археологических данных, объединенных с исторической и этнографической информацией, рисует новый, убедительный портрет Большого Зимбабве: ландшафт, где человеческое поселение, земля и вода были тесно связаны в течение длительного времени и в некоторой степени продолжают это делать. Родники и дождевая вода питали городское население, состоящее из правящей элиты, религиозных лидеров, ремесленников и торговцев. Водохранилища были стратегически расположены так, чтобы максимально удовлетворить спрос на воду», — рассказали авторы работы.
Исследователи надеются, что изучение ям «дхака» в других районах может также показать, как другие средневековые сообщества в регионе решали вопросы управления водными ресурсами.
Ранее другие ученые предполагали, что оставление Большого Зимбабве в XVII веке (и исчезновение на юге Африки крупных городов при сохранении народа шона) — результат длительного снижения уровня осадков в регионе из-за глобального похолодания (малый ледниковый период). Если это так, то можно предположить, что система резервуаров для хранения воды была достаточной лишь для компенсации одного-двух засушливых сезонов, но не переключения климата в новое, более холодное и сухое состояние.