На юго-западе Германии нашли необычное захоронение эпохи Меровингов.
Археологи Государственного управления по охране памятников при региональном совете Штутгарта (Германия) несколько месяцев вели раскопки могильных полей близ небольшого немецкого города Книтлинген (земля Баден-Вюртемберг). Вообще, археологические изыскания в тех местах идут давно и касаются самых разных эпох: чрезвычайно плодородная территория вокруг современного Книтлингена была заселена уже с эпохи неолита. Об этом свидетельствуют найденные фрагменты керамики, датированные 5000-4500 годами до нашей эры, а также следы жилищ. Но теперь исследователи обратились к памятникам раннего Средневековья.
На сегодня на месте раскопок задокументировали около 110 захоронений, которые датированы эпохой правления франкской династии Меровингов (конец V — середина VIII веков нашей эры). Все они – трупоположения, а не трупосожжения; в основном могилы расположены примерно как на современном кладбище, упорядоченными рядами. Могильные сооружения варьировались от простых захоронений в земле до погребальных камер, сделанных, скорее всего, из дерева — остатков других материалов не сохранилось. Некоторые из умерших покоились в деревянных гробах. А представителей местной элиты иногда хоронили особым порядком — причем это касалось как расположения места погребения в отдалении от остальных, так и устройства захоронения.
Надо сказать, что, судя по находкам, могилы вокруг Книтлингена практически не грабили (это редкость для раннесредневековых захоронений, так как традиционно в них помещали довольно ценные предметы). Например, в женских погребениях археологи нашли большое количество ювелирных изделий: жемчужные ожерелья, броши, фибулы (застежки для одежды), серьги, кольца, браслеты, а также поясные подвески с декоративными дисками и различные амулеты.
Раскопки этих захоронений дали неожиданно много материала для исследований. Так, археологи отметили, что во всех могилах, независимо от пола и возраста умершего, находились керамические сосуды, которые некогда, вероятно, содержали пищевые подношения: исследователи нашли в них кости животных и яичную скорлупу. Женщин обеспечивали расческами, подобиями зеркал и кухонной утварью, а мужчин — оружием (мечи, копья, щиты и наконечники стрел) и кожаной амуницией.
Как сказано выше, исследователи выделили несколько погребений людей, которые при жизни явно относились к элите местного общества. Их определяют, во-первых, по отдельному расположению могил, во-вторых, по более дорогой погребальной утвари. К примеру, в захоронении одной женщины обнаружили множество драгоценных фибул: намного больше, чем это требуется для их обычного использования в одежде.
Больше всего интригует могила, в которой не оказалось людских останков, зато лежал скелет лошади без головы. Животное покоилось рядом с захоронениями мужчин, некоторых из которых по характерным изменениям костей идентифицировали как конных воинов. Но почему и как несчастное непарнокопытное лишилось головы? Увы, пока можно лишь гадать. Дело в том, что эпоха правления Меровингов — время мистики и мистерий.
Длинноволосые короли, как их некогда называли, — наверное, одни из самых загадочных правителей в Европе. Мы не знаем, существовал ли на самом деле человек, по имени которого названа династия, — Меровей. Этот персонаж упоминается лишь в нескольких средневековых хрониках — и то вскользь. Гораздо чаще хронисты повествуют о его потомках: сыне Хильдерике, который сражался вместе с римлянами против вестготов, и внуке Хлодвиге. Последний стал первым настоящим правителем молодого Франкского государства, появившегося на костях Римской империи.
И если Хлодвигу вполне хватало легенд о героическом дедушке, то его потомки решили, что происхождение от Меровея — недостаточно знатное. Пошли слухи, что сам Меровей — потомок то ли Приама, то ли Энея, то ли даже Христа.
Именно тогда появляется не имеющая исторического подтверждения версия о том, что Грааль — это человек, потомок Христа и Марии Магдалины (да, Дэны Брауны были и в ту эпоху). Франкских королей считали магами, а они эту версию охотно поддерживали: устраивали мистерии, проводили различные обряды, которые, на взгляд нашего современника, плохо совместимы с христианством. Но в то время это никого не удивляло.
Чтобы подчеркнуть свое особое положение среди людей, короли династии носили очень длинные волосы: предполагалось, что, как у библейского Самсона, в волосах заключена их сила. Судя по всему, в эту занятную, хоть и позаимствованную из Библии выдумку верили даже враги Меровингов: последнего представителя династии, Хильдерика III, прежде чем заключить в монастырь, остригли. Так что обезглавленная лошадь, похороненная рядом со всадником, — не самая большая странность того непростого времени.
Комментарии
Меня всегда интересовало - как уживались в ту пору франки и галло-римляне? Статья не затрагивает этот аспект, а ведь интересно - можно ли по захоронениям определить к какой этнической группе принадлежали умершие?
Судя по всему, уживались нормально. Вообще, скажем честно, галлы на своей территории ассимилировали франков. Франки - это же германцы, но при этом хотя в Королевстве франков официально было два языка: латынь и франкский, примерно к VIII веку последний исчезает, на смену ему приходит французский, развившийся из вульгарной латыни, хотя и с некоторой долей германских заимствований. И это касалось не только языка, но и традиций, обычаев, моды и т.д.
Сами понимаете, при такой ассимиляции только по захоронению определить, кто - франк, а кто - галл, практически невозможно.
Опять они все перепутали.. Это ведь всадник должен без головы то быть, а не лошадь. Мдауш, ох уж эти Меровинги, делают по принципу "итак сойдет"