История

Археологи нашли место, где жили ученики Христа

Ученые утверждают, что обнаруженная ими 1,5-тысячелетняя церковь построена над домом апостолов Андрея и Петра.

Международная группа под руководством Мордехая Авиама (Mordechai Aviam) из Института археологии Галилеи при Академическом колледже Киннерет (Израиль) провела раскопки многослойного здания. Исследователи обнаружили в нем мозаики с надписями — возможно, позволяющими идентифицировать древний город Вифсаиду, где некогда жили двое из 12 апостолов.

Надо сказать, что Вифсаида — место крайне таинственное. Согласно христианской традиции, она была родиной трех апостолов — Андрея, Петра и Филиппа. Андрей и Петр были братьями и жили в одном доме. Они стали первыми учениками Христа. Существует легенда, что над домом братьев построили церковь. Но единственный источник, в котором она упомянута, — «Путевые заметки святого Виллибальда» (Hodceporicon Sancti Willibaldi). Они написаны бенедиктинским монахом Виллибальдом, которого Католическая церковь позже причислила к лику святых.

Слегка измененная коринфская капитель достаточно часто встречается в архитектуре византийского периода / ©Achia Kohn-Tavor

В 724 году, уже после завоевания Палестины Арабским халифатом, он совершил паломничество к Галилейскому морю (Тивериадское озеро), пройдя по его северному берегу. Вот что написал монах: «Затем <…> отправились в Вифсаиду, к месту жительства Петра и Андрея, где на месте их дома теперь стоит церковь. Остались там на ночь, а на следующее утро отправились в Хоразин, где наш Господь исцелил бесноватых».

Проблема в том, что Вифсаида — один из трех «проклятых» городов. Еще два — Капернаум и Хоразин. Считается, что жители этих трех городов остались равнодушными к чудесам, совершенным Христом, и не покаялись. За это они навлекли на себя гнев Божий и должны были исчезнуть с лица земли. В 749 году Вифсаиду разрушило землетрясение. А потом и место, где она стояла, было забыто.

В 1930 году немецкий священник по имени Рудольф де Хаас заметил древнюю мозаику на глубине двух метров под османским особняком, известным как Бейт-Хабек, на северо-восточном берегу Галилейского моря. Де Хаас предположил, что мозаика относится к римскому периоду, предшествовавшему византийскому. Предположение звучало логично, поскольку для римского времени напольные мозаики были типичным элементом интерьера богатых домов. Однако дальнейшие исследования показали, что это не так.

Почти через сто лет, в 2016 году, Мордехай Авиам и его американский коллега Стивен Нотли (Steven Notley) начали раскопки между Бейт-Хабеком и Галилеей. Среди их первых находок оказались позолоченные тессеры — мозаичные плитки, которыми украшали значимые храмы в византийский период. Позже докопались и до стен, которые были ориентированы по сторонам света именно так, как это предполагает христианская традиция. Появилось подозрение, что они нашли церковь Апостолов, а значит, и место древнего города, где находилась эта церковь, — библейскую Вифсаиду. Но доказательств у них не было.

Теперь, по мнению Авиама, есть доказательства. Какие именно? Безусловно, у них есть византийская церковь, довольно крупная — 27 на 16 метров площадью — и богато украшенная. Это явно не придорожная часовня. И других настолько же крупных храмов византийского времени в том же районе пока никто не раскопал. Кроме того, на мозаичном полу обнаружили две надписи, хотя и неполные. Одна из них посвящена епископу и описывает реконструкцию церкви во время его правления. По словам Авиама, это указывает на то, что церковь была достаточно важной и заслуживала ремонта. Епископ не стал бы лично заниматься реконструкцией церкви, не имеющей заметного значения. Вторая надпись упоминает церковного дьякона, который построил комплекс.

Мозаика на полу древней церкви / ©Achia Kohn-Tavor

Интересно, что после разрушения церкви в 749 году она была зачем-то «похоронена». На ее вершине возвели стены, точно повторяющие первоначальную структуру здания, так что их расположение явно не было случайным, но там не было дверей. Попасть внутрь не было никакой возможности. Зачем это сделали?

У исследователей есть две гипотезы. Первая заключается в том, что в Средние века на этом месте стоял сахарный завод. Его строители просто возвели фундамент над церковью, проигнорировав мозаики, поэтому прекрасный древний пол покрылся грязью, замусоренной разбитыми сосудами с сахаром. Возможно, сооружение без дверей было подвалом этой фабрики. Согласно второй гипотезе, церковь была намеренно ритуально похоронена, упокоена после разрушения. Зачем кому-то хоронить церковь? Возможно, из уважения, предполагает Авиам.

Датировка стен пока не ясна. Археологи надеются, что в ближайшие сезоны раскопок они найдут свидетельства, позволяющие это сделать с большой точностью. И тогда можно будет более определенно говорить — та ли это Вифсаида, в которой жили первые ученики Христа.

Комментарии

  • Хм, вроде ж Пётр и Андрей из Капернаума были, там же и Иисус сотворил якобы множество чудес и нашел нескольких из своих апостолов (из 12), а здесь о какой-то Вифсаиде пишут...

    • Ин 1:44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.