История

В куче мусора нашли древнейшее имя Бога

Первооткрыватель считает, что обнаруженная им «скрижаль проклятия» имеет возраст 3200 лет — и это самый ранний образец древнееврейской письменности. Но оппоненты не согласны с такими выводами.

Археологи, работающие на Западном берегу реки Иордан, сообщили, что они обнаружили крошечную «скрижаль проклятия» — табличку размером чуть больше почтовой марки. На ней начертана надпись на ранней форме иврита, которая призывает Бога проклясть человека, нарушившего свое слово.

О находке рассказали представители Ассоциации исследователей Библии (Associates for Biblical Research) на пресс-конференции в Хьюстоне (США). По заявлению руководителя проекта Скотта Стриплинга (Scott Stripling), научная работа по находке будет опубликована в рецензируемом журнале до конца года.

Сейчас археологи из его группы утверждают, что табличке не менее 3200 лет. Это делает надпись самым ранним из известных древнееврейских текстов и первым, содержащим еврейское имя Бога.

«Скрижаль проклятия» / ©Associates for Biblical Research

Однако ряд археологов, не участвовавших в проекте, говорят, что они не могут оценить находку, пока подробности о ней не появятся в научном журнале. И по крайней мере один эксперт предупреждает, что табличка может быть не столь древней, как утверждают ее первооткрыватели.

Табличку нашли в археологических отвалах на горе Эйвал, к северу от города Наблус, в декабре 2019 года. Образование этих отвалов — отдельная история. В 1980-х годах израильский археолог Адам Зерталь раскопал на горе Эйвал комплекс сооружений, который по ряду признаков идентифицировал как еврейский культовый объект. Расположение, датировка и архитектурные особенности объекта соответствовали жертвеннику, описанному в книге Иисуса Навина (часть Ветхого Завета).

Зерталя тут же обвинили в том, что его работа сделана по политическим мотивам. В то время в израильской археологии модна была мысль о том, что никакого завоевания Ханаана не было и вся история Иисуса Навина не имеет подтверждения. С их точки зрения, евреи — кто-то вроде автохтонного населения этих мест. Находка на Эйвале ставила эту идею под сомнение: жертвенник описан в соответствующей части Ветхого Завета довольно подробно. Только в 2005 году, после длительного ряда научных диспутов, академическая наука приняла выводы Зерталя. Сейчас его находка известна нам как Жертвенник Иисуса Навина.

И вот в отвалах тех самых раскопок Адама Зерталя археологи под руководством Скотта Стриплинга нашли кусок сложенного пополам свинцового листа, размером примерно 2,5 на 2,5 сантиметра.

Сорок протоалфавитных символов, начертанных на ранней форме иврита, или ханаанского языка, на внешней и внутренней поверхностях таблички, то ли предупреждают о том, что произойдет, если кто-то по завету (юридически обязывающему соглашению) не выполнит свои обязательства, то ли уже карают. То есть это «шпаргалка» для непосредственного исполнения проклятия, которые, согласно Библии, произносились как раз с горы Эйвал. Напомним, благословения произносили с соседней горы Гризим.

В надписи используется трехбуквенная форма еврейского имени Бога, примерно соответствующая русским буквам Й, Х и В, — иными словами, речь идет об имени Яхве.

Символы, которые археологи сочли именем Бога / ©Associates for Biblical Research

Стриплинг датирует табличку, исходя из датировки слоев, которые определены во время предшествующих археологических раскопок. Он полагает, что табличка сделана не позднее 1200 года до нашей эры. Анализ изотопов свинца, из которого изготовлена табличка, показывает, что его получили из шахты в Греции, которая была активна в этот период, а очень ранние протоалфавитные символы также соответствуют предполагаемым датам.

На сегодня это единственная находка «скрижали проклятия» на горе Эйвал, хотя они часто встречаются в других местах, которые датируются эллинистическим и римским периодами, примерно после конца IV века до нашей эры.

Если предварительная датировка подтвердится, надпись на табличке отодвинет самую раннюю из известных дат грамотности древних израильтян на сотни лет назад. До сих пор наиболее древним свидетельством была надпись X века до нашей эры из раскопок Хирбет-Кейафы.

Израиль Финкельштейн (Israel Finkelstein), археолог Тель-Авивского университета, который не принимал участия в открытии, поставил под сомнение предложенную датировку. По его мнению, сравнение места раскопок на горе Эйвал с другими местами, датированными по углероду-14, позволяет предположить, что оно может относиться в XI веку до нашей эры, то есть на два столетия позже, чем заявил Стриплинг. Кроме того, он считает, что расшифровка надписи на скрижали — также предмет интерпретации.

Скорее всего, споры о находке не прекратятся даже после публикации научной работы. Как уже отмечено выше, так было с открытием Адама Зерталя, точно такая же история произошла с недавними находками археологов в Телль-эль-Хаммам (открытие библейского Содома).

Комментарии