История

В металлоломе нашли меч раннего железного века

Необычный артефакт обнаружили в одном из пунктов сбора вторсырья в Красноярском крае.

В «Вестнике НГУ» (Новосибирского государственного университета) опубликована работа, авторы которой изучили железный двулезвийный меч, найденный не во время археологических раскопок. В введении к статье они рассказывают, что клинок, по словам владельца, обнаружили на одном из пунктов сбора металлолома на юге Красноярского края. Это не первый раз, когда оружие находят не профессиональные археологи.

Авторы упоминают, что, к сожалению, обычным делом стало изучение оружия по фотографиям, выложенным в социальных сетях, или по сведениям, переданным ученым по различным каналам от исследователей «кладов» и «тайников». Понятно, что частные исследователи — по сути, грабители. И в их руках оседает множество очень интересных находок.

Одна из проблем, связанных с изучением предметов из подобных частных коллекций, — то, что невозможно в большинстве случаев понять и описать, в каких условиях была сделана находка. Оружие может лежать в погребальных курганах — тут важно, в каком состоянии находятся кости погребенного, был ли он похоронен или это место погребального костра и многое другое. Артефакт может находиться и на поле боя — описание места и прочих деталей не менее важно.

В любом случае меч из пункта сбора металлолома — изделие настолько редкое, что авторы работы вводят понятие «красноярский меч». Они объясняют это тем, что ранее подобный тип длинноклинкового оружия не встречался среди вооружения эпохи раннего железного века Минусинской котловины.

Меч раннего железного века с территории Среднего Енисея / ©Скобелев С.Г.

Меч из красноярской коллекции имеет широкий прямой клинок, плоскую рукоять, округлое волютовидное (спиральные завитки, обращенные вниз) навершие и бабочковидное перекрестие — все эти детали делают его похожим на скифские акинаки. Сохранность изделия плохая: по всей длине прослеживаются повреждения, следы активной коррозии и отслоения металла.

Заметно, что лезвие и рукоять меча выкованы из одного куска металла. Но все же из-за плохой сохранности технология крепления перекрестия и навершия неясна. Общая длина меча — 59,5 сантиметра, клинка — 45 сантиметров, ширина — около семи сантиметров, наибольшая толщина по центру — четыре миллиметра. В последней четверти длины клинок серьезно сужается к острию.

В процессе изучения археологических находок холодного оружия ранних кочевников Евразии стало ясно, что конструкция скифских мечей и кинжалов абсолютно одинакова, они отличаются только размерами. В середине прошлого века в отечественной скифологии термины «меч», «акинак» и «кинжал» часто употребляли как равнозначные. Позже их стали разделять по смыслу в зависимости от длины клинка. Существует несколько классификаций по этому параметру — исследователи так и не пришли к общему мнению. Авторы работы относят найденное оружие к коротким мечам.

Короткие мечи активно применяли в бою: они были эффективны при нанесении рубящих ударов, а также при защите головы и туловища. В то же время при рукопашной схватке 60-сантиметровый клинок позволял наносить колющие удары, как и при использовании более коротких акинаков и кинжалов.

Если исходить из формы меча, то его можно отнести к V-IV векам до нашей эры. И тогда это предмет импорта, поскольку ничего подобного в Минусинской котловине в то время не делали. Железный меч в описываемую эпоху — редкость, которую могли изготовить только в серьезных центрах металлургии. Но ученые допускают иную датировку: III-II века до нашей эры (если речь идет об изготовлении оружия с формами, архаичными для III-II веков до нашей эры). В то время началось массовое производство оружия и орудий труда из низкоуглеродистой стали.

Если последняя датировка верна, то речь идет о тагарской археологической культуре, которая пришла на смену карасукской. Ареал ее распространения — Минусинская и Кузнецкая котловины, то есть степная и лесостепная зоны бассейна Среднего Енисея и частично Обь-Енисейское междуречье. Если брать период ранних кочевников степей Южной Сибири, то тагарская культура — одна из наиболее изученных в археологическом плане и входит в состав скифо-сибирской культурно-исторической области. Это вполне объясняет и то, что красноярский меч так похож на скифский акинак.

Комментарии

  • Черное копательство следует наказывать хотя бы как браконьерство. Но добровольная помощь археологам в поиске перспективных для раскопок мест должна поощряться денежным вознаграждением в размере пятой-четвертой части оценочной стоимости непотревоженного клада...

    • Для начала нужно определится кто попадает под термин черный археолог, если это человек который раскапывает курганы относящиеся к историкокультурному наследию не имея сответствующих разрешительных документов тогда он бесспорно подлежит наказанию а если это парень с металоискателем в поле то на мой взгляд наказывать его не за что так как его находки скорее всего так бы и сгнили не увидев света потому что археологи в поле или лесу не копают. Да они порой делают интересные или даже уникальные находки но если бы институты археологии или музеи выкупали бы их по нормальной рыночной цене то они и не уходили бы в частные коллекции из под полы но поскольку государство предпочитает отобрать и запретить а не поощерить и узаконить мы имеем то что имеем. Этот меч попал в металлолом скорее всего потому что нашедший попросту не понял что это и решил что это просто старая железка не представляющая ценности большей чем вес металла и найден он скорее всего где то в поле.

      • археологи в поле или лесу не копают.

        "Откуда дровишки?"

      • Абсолютно согласен. Археологов с тысяч сто наберётся. А камрадов миллионы. Археологи копают в хорошую погодку. Камрады копают круглый год.