Космонавтика

Ядерный ракетный двигатель NTP доставит людей на Марс всего за три месяца

Пусть романтика мирного атома с середины 1960-х поутихла, к идее использования ядерных реакторов в «гражданских» целях все равно возвращаются регулярно. Новый ядерный ракетный двигатель (ЯРД) позволит доставить человека на Марс гораздо быстрее, чем это возможно сейчас.

Опасность космической радиации оказывается гораздо серьезнее, чем риск заражения в результате аварии на таком двигателе. Наиболее опасна из всех сдерживающих векторов для проектов отправки людей к другим телам Солнечной системы — космическая радиация. Излучение нашей звезды и галактические лучи могут серьезно подпортить здоровье экипажу миссии. Поэтому при планировании полетов к Марсу инженеры и ученые стараются как можно сильнее сократить время в пути.

Одним из многообещающих способов добраться до Красной планеты всего за три месяца может стать новый NTP-двигатель. Его концепт разработала и отправила на рассмотрение в NASA компания Ultra Safe Nuclear Technologies (USNC-Tech) из Сиэтла, США. Название агрегата расшифровывается просто — Nuclear Thermal Propulsion (NTP), то есть «тепловая ядерная силовая установка». От своих ранее созданных или придуманных аналогов новинка отличается максимально безопасной конструкцией.

Ключевой компонент разработки USNC — топливные «таблетки» из урана средней степени обогащения. Они содержат от 5% до 20% высокоактивного изотопа U-235, покрытого керамикой на основе карбида циркония. Такая степень обогащения лежит примерно посередине между «гражданскими» реакторами АЭС и военными. Фирменная технология керамического покрытия делает «таблетки» невероятно устойчивыми к механическим повреждениям и воздействию экстремальных температур.

Принципиальная схема теплового ядерного ракетного двигателя / ©Wikipedia | Tokono

В компании обещают, что их тепловыделяющие элементы значительно превосходят по этим параметрам используемые сейчас на атомных электростанциях. А в результате двигатель будет иметь более высокий удельный импульс при меньшей степени обогащения урана, чем в более ранних вариантах ЯРД. Помимо полета к Марсу, среди целей амбициозного проекта — и другие миссии в пределах Солнечной системы. Перспективы концепта в ближайшее время будут рассматривать специалисты NASA и американского Министерства обороны (DoD). Возможно, ведомства даже разрешат его коммерческое применение частными компаниями.

Теоретически ЯРД на основе современных технологий может иметь удельный импульс (УИ) в семь раз выше, чем у химических реактивных двигателей. А это один из ключевых параметров эффективности. При этом, в отличие от электрических и плазменных, УИ ядерного ракетного двигателя сочетается с высокой тягой. Одним из лимитирующих факторов применения ЯРД, помимо вопросов безопасности, являются крайне высокие температуры в активной зоне реактора.

Чем выше температура истекающих из двигателя газов, тем большую энергию они имеют. А соответственно, и тягу создают. Однако человечество пока не придумало относительно недорогих и безопасных материалов, которые могут выдерживать более трех тысяч градусов Цельсия без разрушения. Созданное USNC решение будет работать на пределе возможностей современного материаловедения (3000°C) и обладать удельным импульсом вдвое выше, чем лучшие жидкостные двигатели.

Испытания первого ядерного реактивного двигателя в 1967 году / ©NASA

В официальном пресс-релизе не уточняется, какое именно рабочее тело будет использоваться в NTP. Обычно во всех проектах ЯРД активная зона реактора нагревает водород, реже — аммиак. Но, поскольку речь идет о долгосрочной миссии, создатели могли выбрать какой-то иной газ. Хранить на борту водород в жидком виде целых три месяца — непростая задача. А ведь нужно еще для обратного пути что-то придумывать.

Отправить ядерный реактор в космос — не новая идея. Советский Союз, например, создал целую серию спутников разведки с подобными силовыми установками. Но они использовались только для выработки электроэнергии, да и вся их история завершилась не самым приятным образом. Как минимум один из этих аппаратов незапланированно сошел с орбиты и рухнул на Землю. Из-за этого даже разгорелся международный скандал, и СССР пришлось выплачивать компенсацию за обеззараживание местности.

Комментарии

    • Так и не понял причем здесь ЯРД. Почти весь ролик дяденька срет кирпичами и рассказывает школьный курс физики. Лишь в самом конце упоминает два проекта 50-х годов. Но дело не в этом. Российский "планетолет Путина" это ионный двигатель с ядерной электростанцией. В статье речь о разработке именно ядерного двигателя.

      • Школоте из кононихинской секты такие детали ни о чём не говорят.

    • Никакой корабль в РФ не строится и, тем более, испытания не проходит.
      Не надо тащить на научный сайт галимую пропаганду. Ничего, кроме, постоянно переделываемых концептов, макетов и планов пока нет. Я за этим проектом слежу с 2010 года. Там огромное количество технических трудностей, до решения которых ещё далеко.

      • Технические трудности не возникают на этапе проектирования-концептов-планов. Они возникают при воплощении в железе. Технические трудности бывают у всех, даже у бесподобного Маска. Другой вопрос что проект "Нуклон" далек от завершения и радоваться ему рановато. На сегодняшний день прошли испытания отдельных узлов аппарата. В основном фермы охлаждения что конечно еще не сам двигатель. Ну и разговоры про "отставание Америки" и правда отдают пропагандой. https://thealphacentauri.net/63137-rossiya-prodoljaet-sozdavat-yadernyy-buksir/

  • "Чем выше температура истекающих
    из двигателя газов, тем большую энергию они имеют." - не, не так. Какую энергию? Тепловую - а зачем она на истечении из двигателя? Нужна кинетическая. И тут все наоборот с температурой газа. Чем выше температура газа внутри двигателя (на входе в его реактивное сопло, являющееся частью двигателя, его газодинамическим преобразователем) - тем выше может быть скорость истечения из сопла. И чем ниже при этом температура газов на срезе сопла, то есть истекающих из двигателя - тем выше эффективность преобразования тепла, полученного газом в реакторе, в скорость истечения газовой струи.
    Так что чем ниже температура газа на выходе из двигателя (то есть истекающих из него газов) , тем выше КПД сопла и двигателя.

  • На форумах пишут, что 5000 лет назад мужики летали на виманах. Я почесал репу и предлагаю что то подобное - АДДН. Это активный двигатель с двухфазным насосом. Популярно смотри на сайтах https://www.youtube.com/watch?v=ujXlDAPNJig&t=371s Давление сжатия и давление веса https://youtu.be/xHUU2ePvgtM Давление сжатия и давление веса в двухфазном насосе https://youtu.be/oDUl7qnS5To Давление сжатия и давление веса в активном двигателе с двухфазным насосом (АДДН).