Космонавтика

Американская частная космическая компания вышла на биржу и сразу упала в цене

Последние пару лет, пока весь мир занимает проблема коронавирусного кризиса, аэрокосмическая отрасль переживает собственный совершенно новый для нее этап: бум выхода фирм на биржу хитрым путем — через слияния с SPAC. Одна из лидирующих частных космических компаний тоже пошла этим путем и сразу обожглась. На второй день торгов ее акции упали в цене на 5% и продолжают плавно дешеветь.

Американская компания Rocket Lab, запускающая свои ракеты, как ни странно, из Новой Зеландии, объявила о планах стать публичной в начале весны. Причем дорогу на биржу основатель и бессменный руководитель этой фирмы Питер Бек (Peter Beck) выбрал попроще и покороче. Для ускорения и облегчения вывода своих ценных бумаг в продажу вместо первичного публичного размещения (IPO) можно прибегнуть к слиянию со Special-purpose acquisition company (SPAC).

Это специально созданные организации, единственная цель которых — собрать деньги инвесторов и вложить в какой-нибудь многообещающий бизнес. Тонкость в том, что финансы привлекаются до того, как выбирается компания. Существует множество тонкостей, правил и серьезных ограничений деятельности SPAC. Но как с точки зрения инвесторов, так и для частных компаний, это очень удобный инструмент в ряде случаев. Первым он позволяет быстрее найти новый перспективный бизнес, куда можно напрямую вложить деньги. А вторым выйти на биржу без лишних трат времени и средств на бюрократические процедуры, необходимые для листинга (вместо полутора-двух лет это можно сделать всего за полгода).

Как пишет интернет-издание SpaceNews, в среду, 25 августа, торги на бирже Nasdaq традиционным ударом в колокол открыл глава дебютанта на финансовом рынке — лично Питер Бек. Его компания Rocket Lab завершила процедуру слияния со SPAC Vector Acquisition Corp. и получила свой тикер RKLB. По правилам таких сделок на старте торгов стоимость одной акции установили на десять долларов и к концу дня она почти дошла до 12 долларов. Однако на второй день красивый график рухнул вниз и на момент его закрытия стоимость тикера RKLB упала ниже начального значения — до 9,96 доллара.

Таким образом, несмотря на все достижения и весьма положительный имидж космической фирмы, рынок ее сразу не оценил. Но такое неутешительное начало нового этапа жизни Rocket Lab в качестве публичной компании, вроде как не должно расстраивать Бека и его команду. Комментируя выход своего детища на биржу он рассказал, что готов ко всем минусам этого решения. Да, рынок может часто и довольно в большом диапазоне изменять стоимость компании, что, безусловно, оказывает влияние на ее политику и настрой сотрудников.

Тем не менее, по словам Бека, в Rocket Lab заранее приготовили «систему сдержек и противовесов», которая обеспечит некий иммунитет для компании. И позволит сохранить большую свободу действий, то есть фирма не будет непрерывно оглядываться на стоимость акций и бояться принять рискованные или новаторские решения. Кроме того, Питер отметил, что мотивация сотрудников Rocket Lab навряд ли будет подвержена влиянию колебаний стоимости RKLB. «Наша команда в восторге от инженерных вызовов и всей миссии», — добавил он.

Неизбежные риски

Несомненно, для Rocket Lab выход на биржу пока не выглядит самым успешным начинанием, но ее акции торгуются всего пару дней. Если команда Бека продолжит решать поставленные перед собой задачи теми же темпами, что и раньше, стоимость RKLB однозначно поползет вверх. Однако нельзя забывать, что это все-таки космонавтика и аварии здесь неизбежны, вопрос только в том, когда они произойдут и какова будет на них реакция.

Проблема публичной космической компании в том, что ее стоимость почти наверняка будет резко падать не только при отказах в ходе плановых миссий, но и при испытаниях новых технических решений. И если во втором случае это изменение еще можно быстро отыграть, то авария запросто может отвернуть инвесторов от Rocket Lab. А привлеченных в ходе слияния с Vector Acquisition Corp. 777 миллионов долларов хватит не так уж и надолго.

Питер Бек рассказал о намерении сделать свою компанию публичной одновременно с анонсом новой ракеты, на разработку которой и требуются дополнительные средства. Такие проекты всегда сопряжены с риском. И пусть у Rocket Lab почти всегда удавалось соблюдать сроки или даже делать больше, чем обещано. Однако учитывая сложность ракетно-космической техники в первый запуск носителя Neutron уже через три года верится с трудом. И в безупречную историю запусков нынешней рабочей лошадки компании — Electron, — на протяжении этого срока. В итоге может оказаться так, что из-за слишком негативного отношения рынка к Rocket Lab, новые инвестиции получить станет сложнее.

Что интересно, сама по себе мода слияний со SPAC в аэрокосмической отрасли сейчас воспринимается настораживающей практикой. По крайней мере, об этом говорят аналитики фирмы Avascent and Jefferies. По их мнению проблема в способе оценки компаний перед выходом на биржу в рамках этой практики. При IPO регуляторы оценивают бизнес по отчетности за прошлые периоды. SPAC, в свою очередь, смотрят на форвардные показатели, то есть ожидаемую прибыль через определенный промежуток времени. И задают будущую стоимость компании применяя определенный коэффициент к этому значению, обусловленный некими критериями стабильности. В случае Rocket Lab, например, ее оценили в 4,1 миллиарда долларов, что равно ожидаемой прибыли фирмы Бека в 2024 году, умноженной на 9,1.

Только за 2021 год вся аэрокосмическая отрасль подобными сделками привлекла более 11 миллиардов долларов инвестиций. И Rocket Lab — далеко не первая частная космическая компания, совершившая слияние со SPAC. Несколько лет назад это сделала Virgin Galactic, весной аналогичную сделку завершил стартап Astra, а еще несколько фирм недавно инициировали этот процесс, включая Virgin Orbit (оператор воздушных запусков в космос). Но если для компаний это верный способ привлечь новые средства с широкого круга инвесторов, то для последних — подобные бумаги могут быть высокорисковыми.

Комментарии

  • «получила свой тикет RKLB»
    Здесь и далее - тикер, а не тикет.

  • « Американская частная космическая компания вышла на биржу и сразу упала в цене »
    Ну не сразу… Сами же пишите: « дошла до 12 долларов»
    А так обычная практика для новых активов на бирже. Поэтому основная масса инвесторов вначале размещения и не активна.

  • Василий, не совсем так, как вы пишете - «Но если для компаний это верный способ привлечь новые средства с широкого круга инвесторов, то для последних — подобные бумаги могут быть высокорисковыми.»
    На самом деле инвесторы практически не несут рисков, так как могут вернуть свои деньги ещё на этапе голосования по целевому бизнесу, приобретаемому СПАК, вернув свои акции. Но при этом у инвесторов остаются варранты - бумаги, продаваемые в одном юните с акциями (по половине варранта на одну акцию). По варрантам инвесторы могут снова купить акции по стартовой цене и тут же продать их на рынке, отфиксировав прибыль. Этим страхующим механизмом СПАК и привлекателен для инвесторов. Другое дело, что федеральная комиссия по ценным бумагам изменила правила учёта варрантов, чтобы снизить ажиотаж инвесторов. Поэтому в целом инвестиции в СПАК нельзя назвать высокорисковыми, на мой взгляд.
    Рассказывал об этом месяц назад в "Коммерсанте" - https://www.kommersant.ru/doc/4869410

    • Инвесторы несут вполне очевидный риск — зависание денег на два года, что уже не раз случалось со спаками в других отраслях. Это первые ласточки вполне понятные, рокетлаб, верджины. Дальше пойдут мутные стартапы и сейчас созданные спаки будут ждать кого-то выхлопа от них перед выбором, а на излёте срока либо сливаться с кем попало, либо возвращать деньги. Собственно, эту мысль надо было понятнее внести в текст, но я, очевидно, сдулся под конец. Надо будет высокорисковый на рисковый заменить для корректности

      • За "зависание" инвесторы получают процент за размещение своих средств в СПАК, в случае вывода своих средств обратно. Поэтому назвать такое размещение высоким риском нельзя.
        Насчет мутных стартапов и сливания с кем попало - нет ) инвесторы не дураки, разрешать основателю СПАК такие шаги. В СПАК прежде всего смотрят на его инициатора - кто таков, какие проекты уже поднял, насколько успешно. Личность создателя СПАК решает упешность СПАК - и главный вопрос доверия инвестора, доверия не на пустом месте (повторю, инвестор далеко не дурак, Это не лох, которого можно развести - он сам разведет стартаперов, у него целые финансовые службы с серьёзным подходом и работой), а на деловой репутации основателя СПАК.
        Поэтому "мутные стартапы" и "слияния с кем попало" - это совершенно нереальные сценарии. Делается куча независимых экспертиз, и после них принимаются решения. Инвесторы - не лохи, они профессионалы, со своими институтами, их трудно обмануть.)
        Риски есть, но скорее отраслевые, типа ужесточения учета со стороны комиссии по ценным бумагам - вот реальный риск замедления, реализовавшийся практически. Но он не катастрофический, и это не риск потери инвестиций.

      • « Инвесторы несут вполне очевидный риск — зависание денег на два года»

        Инвестиции в цб - это долгосрочные инвестиции примерно 5-7 лет. А лучше 10-15 лет. А риск есть всегда. Другое дело - риск должен быть прогнозированный и просчитываемый.

  • Что интересно в исходнике статьи везде упоминается тикер. А здесь токен и тикет.
    Синонимайзер подводит? )) И откуда панический заголовок ничего страшного вроде бы не случилось? Судя по курсу акций который очень быстро вернулся к прежним значениям.

    • Бывает. Надо больше на бирже проводить времени)