Космонавтика

Популяризатор науки раздобыл утерянные носители данных, полученных с «Лунохода-1»

Итальянский журналист и популяризатор науки в своем блоге поделился сенсацией: с ним на связь вышел обладатель уникальных магнитных лент, содержащих записи данных, которые «Луноход-1» передавал на Землю. Теперь Паоло Аттивиссимо ищет специалистов и любителей, готовых помочь в установлении истории этих бесценных артефактов, а также в расшифровке хранящейся на них информации.

Минувшая суббота озарилась почти никем не замеченной сенсацией в области космонавтики: блог Паоло Аттивиссимо (Paolo Attivissimo) пополнился потрясающей новостью. Энтузиаст, писатель, борец с теориями заговора и научно-популярный журналист сообщил, что в его распоряжении оказалась магнитная лента «Свема Тип-6», на которой записан поток данных, поступавших с «Лунохода-1». Причем это лишь затравка: неназванный благодетель, передавший катушку, сказал, что у него их много (общее количество не уточняется).

Паоло необходима помощь в оцифровке информации с этих носителей, переводе с русского языка аннотаций и записанных аудиосообщений, а также восстановлении всей истории магнитных лент. Личность обладателя артефактов советской лунной программы не разглашается. Известно лишь, что записи «спасены» из Пулковской обсерватории.

Паоло показал образцы магнитных лент и сопроводительных материалов ряду историков космонавтики, пожелавших (пока или вообще — не уточняется) остаться анонимными, и они подтвердили их безусловную подлинность (аутентичность). Кроме того, Аттивиссимо лично имел возможность изучить одну катушку в коробке и несколько листов записей от руки, вместе с которыми она хранилась.

©Paolo Attivissimo
Записи от руки на коробке с магнитной лентой / ©Paolo Attivissimo
Записи от руки на коробке с магнитной лентой / ©Paolo Attivissimo
Записи от руки на коробке с магнитной лентой / ©Paolo Attivissimo
Сопроводительный лист с отметками времени / ©Paolo Attivissimo
Назначение этого сопроводительного листка пока неясно / ©Paolo Attivissimo

Стоит отметить, что имена обладателей объектов культурного наследия довольно часто сохраняются анонимными. Равно как и квалифицированных экспертов, оценивающих такие артефакты. Делается это по ряду причин, одна из самых очевидных среди которых — не самая высокая юридическая чистота процессов получения уникальных предметов в свое распоряжение.

Возможно, владелец этих пленок просто забрал никому не нужный после развала СССР ящик с записями. А может, и «честно его прикарманил». В любом случае запущенный Аттивиссимо процесс говорит о главном: аноним хочет сделать содержимое сокровищ достоянием мировой общественности. Так что безотносительно легальности артефактов с точки зрения морали этот жест однозначно похвальный.

План Паоло одновременно прост и при этом астрономически сложен. Сейчас итальянский популяризатор науки просит всех неравнодушных энтузиастов от космонавтики и истории попробовать найти следы пленок в открытых и не очень источниках. То есть любыми доступными способами узнать их происхождение, назначение и весь исторический путь. Пока не до конца ясно даже, оригиналы это или снятые с них первые копии. Судя по качеству сигнала, циклов копирования либо не было, либо их совсем немного.

В качестве образца всей коллекции Аттивиссимо передали запись одного из сеансов связи с «Луноходом-1». Он произошел в марте 1971 года, во время пятого лунного дня работы советского ровера на поверхности естественного спутника Земли. На магнитной ленте запечатлен поток данных (предположительно, панорама с камер), которому аккомпанирует мужской голос, комментирующий запись. При прямом чтении пленки речь идет в обратном направлении, так что для адекватного восприятия при оцифровке имеющегося фрагмента ее «развернули».

Оцифрованный поток с пленки-образца. Один канал на магнитной ленте содержит полезные данные (аналоговое кодирование изображения с камеры, звуки похожи на работу модема или кодирование компьютера «Спектрум»), а второй — аннотацию (первые несколько секунд голос идет, как в оригинале, развернутым) / ©Paolo Attivissimo, YouTube

Несмотря на активное освещение миссий «Луноходов» в средствах массовой информации и научно-популярной литературе, в публичном доступе сохранилось не так уж много оригинальных изображений, полученных от этих аппаратов. Во многом это обусловлено техническими ограничениями: роверы не могли отправить на Землю кассеты с отснятой пленкой, так что картинка кодировалась видиконами, которые передавали аналоговый сигнал сразу в ЦУП. Это привело к низкому качеству фотографий и неизбежному отсутствию каких-либо «оригиналов». А те панорамы и снимки, что находятся в экспозициях музеев и на страницах книг — либо самые известные фотографии, либо наилучшего качества. Остальные тысячи изображений хранятся в архивах.

Все архивные снимки — фактически копии копий. Обнаружение столь «близких к источнику» носителей информации способно изрядно пополнить культурный фонд советской космонавтики. Особенно если анонимная коллекция не ограничивается парой магнитных лент, а действительно представляет собой набор катушек.

Комментарии

  • Просто-таки гоголевщина какая-то... Даже не знаю, плакать тут или смеяться?..

  • Этот чел явно хотел нажиться на этих записях, поэтому выкрал их и не бесплатно передал их

    • Единственное, на чем он может заработать, так это выставив коллекцию на аукцион. Но фантастических денег там не будет, поскольку сохранность носителей, судя по фото образца, крайне плачевная.
      Паоло никаких денег бы никогда платить не стал, ибо далеко не богач сам, да и в таком деле просто нет смысла платить. Это культурный артефакт средней информационной ценности, как максимум представляет интерес только для фанатов истории космонавтики

    • Попробуйте смотреть на мир позитивно. Не надо везде видеть только плохое. Особенно когда к тому нет никаких оснований. "Криминальные намеки" автора относятся к предыдущему владельцу записей и это не точно. Да и возможность нажиться на таком артефакте довольно сомнительна. Скажите лучше спасибо этому Паоло что уникальные пленки не оказались на помойке. А могли бы и запросто - их предыдущий владелец наверняка немолод.

  • Когда все поделили,новые менеджеры наводили новые порядки по утилизации неликвидов.Все ,что на предприятиях держали про запас, в том числе и старые архивы было утилизировано. Металл ушел на приемку ,а морально устаревшее оборудование и старые носители (на пленках) новым руководителям не нужны.Сам подбирал, что то подобное на родном заводе! Даже переводил в цифру.Но кому в России нужна история?