Космонавтика

«Ангару-А5» впервые запустили с новым разгонным блоком (Upd.)

Он значительно повышает потенциальные возможности ракеты в сравнении с более ранними образцами «Ангары». Как и в прошлые три испытательных запуска ракет этого семейства, полезная нагрузка была представлена макетом.

Двадцать седьмого декабря с космодрома Плесецк в Архангельской области военно-космические силы запустили «Ангару-А5» с новым разгонным блоком «Персей». Емкость его баков увеличили, поэтому, хотя потенциальные возможности ракеты по выводу полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту не изменились, на геостационарную орбиту (36 тысяч километров) она может вывести 3,6 тонны, а не как ранее 2,8 тонны. Это достаточно значимое изменение, поскольку крупные спутники военного назначения могут иметь большой вес, в том числе для геостационарных орбит.

Пуск прошел штатно, через 12 минут после старта «Персей» с макетом полезной нагрузки отделился от третьей ступени «Ангары». Все три ступени упали в назначенных районах, головной обтекатель носителя тоже отделился вовремя. Согласно программе полета, через девять часов после отделения разгонный блок, спустя четыре цикла включения двигателей, должен выйти на расчетную — геостационарную — орбиту.

«Ангара-А5» — кислород-керосиновая ракета массой около 773 тонн с полезной нагрузкой на низкой околоземной орбите в 24,5 тонны. До сих пор состоялось только три пуска ракет этого семейства: в 2014 году (по одному пуску легкой «Ангары-1.2ПП и «Ангары-А5») и 2020-м (одна «Ангара-А5»). Новый пуск стал четвертым. Для начала нормального серийного использования этой ракеты считается необходимым провести пять испытательных запусков. Поэтому завершение испытаний ожидается уже в 2022 году, а начало серийного производства нового изделия — с 2023-го.

Ракета на стартовом столе в Плесецке / ©Роскосмос

Плюсом «Ангары» называют то, что она не использует довольно ядовитый гептил, как грузовые «Протоны». На ракетах с гептилом не выводят людей, поэтому «Протоны» не могли использовать для пилотируемых запусков, а для «Ангары» в будущем такие запуски (пока) планируются. О минусах и иных особенностях «Ангары» в современных условиях можно прочитать в недавнем материале Naked Science.

Стоимость программы создания ракеты на сегодня неясна. В 2012 году глава Федерального космического агентства Владимир Поповкин сообщил, что уже к тому моменту на «Ангару» (еще не летавшую) потратили 160 миллиардов рублей — примерно пять миллиардов долларов по курсу тех лет. Спустя год Олег Остапенко — на тот момент руководитель «Роскосмоса» — назвал цифру в 100 миллиардов рублей.

В 2018-м глава научно-технического совета космического ведомства Юрий Коптев заявил, что всего на программу направили 110 миллиардов. По всей видимости, либо ныне покойный Поповкин зачем-то беспощадно завышал стоимость создания «Ангары», либо после него представители «Роскосмоса» ее не менее решительно занижали. Достоверно установить, кто из них неправ, не позволяет состояние доступной на сегодня базы источников.

Upd: Согласно ряду пока ничем не подтвержденных источников, разгонный блок «Персей» испытал проблемы со вторым из запланированных включений, из-за чего на данный момент график вывода макета полезной нагрузки по времени нарушен. Неясно, является ли проблема программной и может ли быть исправлена. Если это не получится сделать, то вывести макет на целевую геостационарную орбиту не удастся, и это будет замечено наблюдателями по всему миру.

Комментарии

  • Разгонный блок с макетом нагрузки планируется потом сводить с геостационарной орбиты?

    • А фото красивое, хоть на календарь) как новогодняя ёлка на стартовом столе

    • С 36 тысяч макет особо не сведешь, пока ничем не планируется. Космос большой, такая общая идея.

      • Комментарий удален пользователем или модератором...

        • Нудоль проектировали для типичных высот полета МБР и робошаттлов, а никак не для ГСО.

    • Уже всё, никакой геостационарной орбиты.

  • Мне вот лично непонятно, новость, которую Березина редакция написать заставила, вроде бы про запуск, и тут же он с пятого абзаца начинает набрасывать про деньги (намек на "лучше б пенсионерам раздали?"). Можно ж было написать про стартовые проблемы, про характеристики вывода, возможности, которые дает старт, но нет - переводит внимание на бабки.
    Ну и потом добавляет: "так оно еще и с проблемами!" Хотя там же по ссылке про проблемы одним из пользователей очень правильно отписался: "Это [проблемы с отделением ступеней и другие] нормально для первого полета нового РБ. Посмотрят телеметрию, найдут ошибку. Наверняка как обычно ошибка на поверхности и обидная .
    Даже примета такая есть, что если с первого раза прошло все гладко то надо насторожиться - дефекты остались не выявлены. Отличие космонавтики от земных дел, что многое можно проверить только в полете."

    • После четвертого абзаца в развернутой новости принято давать бэкграунд. Я его дал. Стоимость разработки Ангары интересна в контексте выбора решений (например, на разработку Старшипа пока еще 5 млрд долларов не ушло)

      Про то, что проблемы нормальны для испытаний взрослым людям, мне кажется, объяснять не нужно, поэтому я и не стал.

  • РБ судя по всему болтается на низкой орбите, не падает и не летит дальше. Там криогенное топливо, которое может неуправляемо сдетонировать, так лучше это сделать управляемо, снять его нудолем.

    • Разве что вы оплатите мероприятие. Криогенное топливо не детонирует, насколько я помню, ибо находится в разных баках

      • Я и так оплачиваю всë что связанно с космосом и оборонкой, и хотелось бы не столь жалкого поведения наружу. Ну а ваши представления о баках соответствуют знаниям о устройстве общества.

        • Весьма рад, что в России есть человек, который оплачивает всё, что связано с космосом)

    • Комментарий удален пользователем или модератором...

  • Макет нагрузки 100 % такой же как был на Энергии при первом пуске - рассказывали о макете который не долетел а упал, и только через несколько лет оказалось что это был военный спутник.