Site icon Naked Science

Выявлен экономичный способ предотвращать всплытие трубопроводов

Выявлен экономичный способ предотвращать всплытие трубопроводов / ©Getty images

Исследование опубликовано в журнале Construction and Geotechnics. Его результаты вносят вклад в обеспечение технологического суверенитета России. «Прокладка магистральных трубопроводов через водные преграды сопряжена с определенными трудностями. В зависимости от инженерно-геологических и гидрогеологических условий трубопровод может быть подвержен всплытию, особенно при переходе через водные преграды. Это происходит, если силы, действующие на трубопровод вверх, превышают силы, действующие вниз.

К силам, действующим вверх, относят выталкивающую силу и упругий отпор грунта при прокладке свободным изгибом. К силам, действующим вниз, относят собственный вес трубы, транспортируемого продукта, а также вес пригрузов и грунта над трубопроводом. В процессе проектирования необходимо выполнить расчет на всплытие и при необходимости принять соответствующие меры по предотвращению данного процесса», — объясняет доцент кафедры строительного производства и геотехники, кандидат технических наук Светлана Калошина.

Устойчивость против всплытия трубопроводов, проходящих через водные преграды, может обеспечиваться применением балластировки с помощью железобетонных или чугунных одиночных пригрузов, а также с помощью сплошного обетонирования. Исходя из государственных стандартов балластировки, ученые вывели зависимость минимального объема материалов от длины участка трубопровода для каждого из этих способов.

Доцент кафедры строительного производства и геотехники, кандидат технических наук Светлана Калошина / ©Пресс-служба ПНИПУ

Наиболее экономичным представляется сплошное обетонирование трубопровода. Помимо предотвращения всплытия труб, этот способ также может выступать в качестве защиты на участках пересечения и опасного сближения трубопровода с другими коммуникациями, производственными объектами и жилыми постройками. Однако бетонное покрытие является препятствием для проведения обследований трубопровода для определения потери металла и появления на нем трещин.

На примере проекта капитального ремонта промыслового газопровода «Каменный Лог – Пермь» эксперты рассчитали, что при использовании чугунных утяжелителей кольцевого типа затраты составят порядка 355600 рублей на каждые 10 метров трубопровода, для железобетонных утяжелителей кольцевого типа — 97800 рублей на каждые 10 метров, а при сплошном обетонировании всего 10384 рублей на 10 метров. 

Exit mobile version