Колумнисты

В МГППУ узнали, какие жизненные ценности помогают подросткам быть счастливыми

Психологи из МГППУ показали, что субъективное благополучие молодых людей зависит не от их собственных ценностных ориентаций, а от степени соответствия таковых у их окружения. Результаты исследования, в котором приняли участие более двух с половиной тысяч подростков из разных регионов России, подтвердили эту гипотезу: чем больше расхождение между представлениями о том, какие должны быть ценностные ориентации, и теми, которые имеет сам человек, тем ниже уровень его субъективного благополучия.

Предположение о том, что ценностные ориентации, представляющие собой выражение основных жизненных принципов человека и определяющие детерминанту его поведения, тесно связаны с субъективным благополучием, многие исследователи полагают логичным и обоснованным. Считается, что жизненные ценности используются в системе регуляции поведения человека и могут быть связаны с факторами и проявлениями социально-психологической дезадаптации. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что связи эти слабы и практически не выражены.

Психологи из МГППУ решили не отказываться от идеи о важности жизненных ценностей для счастливой жизни, а проверить, каким образом может осуществляться это влияние. Одной из гипотез была идея о том, что вклад жизненных ценностей в благополучие может быть опосредован какими-либо психологическими характеристиками. Второй гипотезой было предположение о том, что не столько ценностные ориентации влияют на уровень субъективного благополучия, сколько совпадение ценностных ориентаций индивида и ценностных ориентаций его окружения (страны проживания, референтной группы и так далее), что согласуется с некоторыми полученными данными.

Для проверки этих гипотез было проведено масштабное исследование, в котором приняли участие более двух с половиной тысяч подростков из разных регионов России. «Результаты проверки различных моделей, созданных на основании выдвинутых гипотез, показывают, что не сами по себе ценностные ориентации имеют значение для благополучия человека, а только степень их соответствия с таковыми, принятыми в референтной группе (стране, окружении и так далее), – рассказали Марина Сорокова, доктор педагогических наук, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ, и Наталия Радчикова, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник центра PsyDATA.

— При этом следует иметь в виду, что ценностные ориентации группы (уровень нормативных идеалов) оценивается самим человеком и, в принципе, может не совпадать с действительностью. Но если представления о том, какие должны быть ценностные ориентации, совпадают с теми, которые имеет сам человек, то его субъективное благополучие повышается».

Таким образом, исследование показало, что единственное, что вносит некоторый (не очень большой) вклад в благополучие личности, – это расхождение представлений о том, какие должны быть ценностные ориентации, с теми, которые имеет сам человек. Чем выше это расхождение, тем ниже уровень субъективного благополучия. В качестве перспектив исследования можно указать проверку полученных результатов на взрослых выборках (когда ценностные ориентации уже сформированы и не столь мобильны, как в подростковом возрасте) и использование различных личностных характеристик или личностных черт в качестве предикторов субъективного благополучия.