Историки ТюмГУ выяснили, что различие в понимании боденовских понятий «семья» и «домохозяйство» заключается не только в обладании собственностью и законодательном закреплении этого права, но и в том, что домохозяйство выступает как основа республики, формирующая новое для политической мысли XVI века понятие «суверенитет», появление и закрепление которого стало началом модерного государства в Европе и за ее пределами.
Политические и правовые воззрения французского юриста и государствоведа Жана Бодена (1530–1596 годы) традиционно вызывают интерес исследователей с момента выхода его первого большого политического трактата «Шесть книг о Республике» в 1576 году. Они остаются объектом исследования и для современных авторов, которые находят здесь новые области изучения.
«Главный политический труд Бодена — «Шесть книг о Республике» — до сих пор не переведен полностью на русский язык. Мы имеем только фрагментарные переводы, – рассказала заведующая кафедры новой истории и мировой политики Тюменского государственного университета Гульнара Баязитова. – Целью нашего исследования было определить, что вкладывает Боден в понятия famille и ménage («семья» и «домохозяйство»), и проанализировать, как они соотносятся друг с другом и какую смысловую нагрузку несут в его политико-философских построениях, почему Боден начинает говорить о Республике/государстве с определения этого понятия.
В качестве источника мы использовали издание на французском языке 1579 года, дополненное статьей о суверенитете, а также латинское издание 1591 года, переведенное самим Боденом. В основе исследования лежит методология Кембриджской школы исследования политических понятий, согласно которой политические термины изучаются в историческом контексте, что нередко приводит к различному смысловому наполнению одних и тех же политических терминов в разные исторические периоды».
Трактат «Шесть книг о Республике» стал важной вехой в становлении представлений о модерном государстве, поскольку ввел в политический язык понятие «суверенитет» и сформулировал пять основных признаков суверенитета, как возможность реализации следующих прав: назначать магистратов; принимать, отменять и обнародовать законы; объявлять войну и заключать мир; выступать высшей судебной инстанцией для граждан; карать и миловать. Именно Боден одним из первых европейских мыслителей дал обоснование количественной теории денег, показав в своем трактате взаимозависимость политической конъюнктуры и экономического благополучия государства.
«Можно с уверенностью сказать, что наличие разных терминов для обозначения такого явления, как «семья» и «домохозяйство», в политической теории Жана Бодена объясняется не только исторически сложившимися особенностями развития французского языка, но и наличием сразу нескольких традиций, которыми воспользовался Боден для обоснования того, что же такое семья и домохозяйство в республике, которую он описывает.
Эти традиции имеют разную временную длительность, но являются репрезентативными для самого мыслителя: древнееврейская, древнегреческая, древнеримская, а также христианская традиция, о которой не упоминает сам мыслитель, говоря о домохозяйстве, но которая появится в последующих главах текста «Шести книг», поскольку божественный и естественный закон отправляет нас прямиком к томистской традиции иерархизации высших законов.
Другим важным поводом обращения Бодена к теме определения понятия домохозяйства является политический контекст второй половины XVI века с его спорами о верховной власти и ее пределах. Боден встраивает актуальный спор о королевском домене в теоретические рамки политической традиции», – заключает историк.
«Мы можем констатировать процесс движения к усложнению терминов. Семья (famille), состоящая из главы семейства (домовладыки), его жены, детей и рабов, которые образуют домохозяйство (ménage), занимается самовоспроизводством. Домохозяйство — это не просто экономическая структура или часть политической системы, это существование отдельных людей, семьи в рамках сложных общественных, имущественных и правовых отношений. В определенный период времени и исследований произошло упрощение терминологии, это было связано с различными процессами, протекавшими в обществе и отражавшимися на переводе источников», – пояснила эксперт.
В дальнейшем планируется изучение основных понятий нашедших отражение в «Шести книгах о Республике» Жана Бодена и сформировавших политическое мышление человека современной эпохи. Одним из них является понятие «гинекократии» – «женской власти» и актуализация данного понятия в XVI веке, а также исследование термина la police, которое превратилось в современном языке в привычный нам термин «полиция», обозначающий институт государственного управления и контроля.
В настоящее время историки обращаются к новым переводам, чтобы понять, что стояло за теми или иными понятиями, почему они использовались именно в такой конфигурации.