Крабовый аукцион 2019 года принес государству 142 миллиарда рублей и стал крупнейшим ресурсным аукционом в мире. Экономисты НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и СПбГУ Дмитрий Иванов, Александр Нестеров, Иван Сусин и Никита Калинин проанализировали аукцион квот на добычу краба. Они просчитали альтернативные форматы аукциона с помощью численного моделирования и определили, что существует вариант, который лучше противодействует образованию картелей и другому нежелательному поведению, а также ведет к наиболее эффективному распределению лотов.
Результаты исследования опубликованы в «Экономическом журнале ВШЭ». В 2019 году закончились 15-летние квоты на вылов краба, выданные в 2004 году. Взамен квот по историческому (то есть наследственному) принципу Росрыболовство сначала рассматривало инвестиционные квоты, то есть право на вылов в обмен на прямое обязательство построить новые суда или заводы. Однако был объявлен аукцион, где в дополнение к обязательствам по инвестициям компаниям предлагалось заплатить значительную сумму.
На аукцион, который проходил с 7 по 15 октября 2019 года, был выставлен 41 лот квот на 40 тысяч тонн российского северного и дальневосточного краба (половина всей разрешенной квоты) с правом добычи на 15 лет. Государство планировало выручить более 89 миллиардов рублей. Аукцион принес 142 миллиардов рублей (примерно 2,2 миллиарда долларов на тот момент), что сделало его крупнейшим ресурсным аукционом в мире.
Аукцион в принципе может быть раздельным (надо заявляться на торги за каждый лот и платить отдельный залог) или единым (платить залог надо не за каждый лот в отдельности, а по числу желаемых лотов), а также последовательным (торги за каждый лот начинаются после окончания торгов за предыдущий) или параллельным (все торги проходят и завершаются одновременно).
Соответственно, возможны следующие четыре комбинации: раздельный последовательный, раздельный параллельный, единый последовательный и единый параллельный. Прошедший в октябре 2019 года крабовый аукцион был раздельным последовательным. Изучив его, ученые выявили ценности и спрос участников, потом с помощью численного моделирования оценили альтернативные форматы, а затем сравнили все четыре варианта.
«В качестве критериев сравнения разных форматов аукциона мы предложили эффективность, выручку аукциониста и манипулируемость, — пояснил Александр Нестеров, доцент департамента экономики ВШЭ — Санкт-Петербург. — Манипулируемость в этом случае — способность участника выиграть за счет использования изощренных стратегий, таких как лоббизм, шпионаж, сговор».
Ученые пришли к выводу, что во многом крабовый аукцион 2019 года был разработан и проведен качественно. Во-первых, практически во всех лотах резервная цена (то есть минимальная цена, по которой акционист готов отдать лот) была подобрана достаточно точно. Это обеспечило основной успех. Во-вторых, анонимность ставок затрудняла возможность сговора между участниками на этапе торгов. В-третьих, высокий залог предотвращал вход в аукционы подставных фирм и фирм, не способных заплатить за лот при победе. Однако результаты исследования продемонстрировали, что замена формата с раздельного последовательного на единый параллельный может привести к важным улучшениям.
«Наш теоретический анализ и численное моделирование показывают, что единый параллельный формат, в отличие от раздельного последовательного, ведет к более эффективному распределению лотов, а также уменьшает стимулы участников отклоняться от простых стратегий. Это значит, что такой формат лучше противодействует образованию картелей и другому нежелательному поведению», — заявил Александр Нестеров. Авторы статьи отмечают, что государство высоко оценило результаты аукциона 2019 года. Минсельхоз уже подготовил законопроект по инвестквотам и аукционам, а значит, следует ожидать новых подобных аукционов, вероятно, уже в 2023 году.