Колумнисты

Ученые исследовали психологическое состояние студентов в период пандемии

Психологи Тюмени и Кургана исследовали динамику эмоционального благополучия студентов психолого-педагогических направлений в период пандемии коронавирусной инфекции.

Одним из самых значимых стрессогенных факторов последних лет для всего населения планеты стала пандемия Covid-19. Статья «Динамика субъективного благополучия студентов в период пандемии Covid-19» психологов Инны Васильевой (ТюмГУ) и Михаила Чумакова (Курганский государственный университет) вышла в журнале «Экология человека».

В исследовании принимали участие студенты психолого-педагогических направлений Тюменского и Курганского государственных университетов, Уральского Федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина — всего 911 человек. Замеры проводились в апреле 2020 года, в мае, октябре 2021 года и в январе 2022-го. Ученые подчеркивают, что появление новых факторов пандемии (мутации вируса, изменения противоэпидемиологических правил для населения) меняет и психологические ориентиры.

В начале пандемии исследователи описали динамику острой стрессовой реакции. Некоторые авторы исследовали динамику психологических параметров на начальном этапе пандемии, другие изучали динамику эмоциональных переживаний в первые полгода пандемии. Ученые отмечают, что психологическая адаптация населения не произошла, несмотря на объективное снижение заболеваемости в тот период.

Исследователи подчеркивают, что эмоциональный компонент в ситуации сильного стресса и существенных изменений в образе жизни, условиях учебы, произошедших в короткий срок, приобретает высокую значимость с точки зрения регуляции деятельности и внутренней стабильности личности.

Под эмоциональным компонентом подразумевается устойчивое позитивное настроение, ощущение бодрости, положительное эмоциональное отношение к выполняемой деятельности, хороший сон, спокойствие, удовольствие от общения с окружающими. Психологи описывают. как стресс от переживания пандемии коронавируса негативно влияет на субъективное благополучие, но в качестве защитных факторов выступают осмысленность жизни и психологическая гибкость.

Кривая улучшения параметров субъективного благополучия «изменения настроения» и «значимость социального окружения» идет вверх более круто, стадия плато наступает раньше и сохраняет устойчивость. В сравнении с динамикой общего показателя субъективного благополучия по параметрам «изменения настроения» и «значимость социального окружения» подъем наблюдается раньше, а по параметру «напряженность и чувствительность» — позже.

Исследователи эту динамику объясняют тем, что происходила адаптация студентов к стрессу, вызванному самим фактом пандемии, изменением условий обучения и жизнедеятельности в целом в период пандемии. Таким образом, психологи заявляют, что психологическая адаптация к ситуации пандемии произошла приблизительно в течение одного года. в дальнейшем наступила стабилизация.