Колумнисты

Модель ученых Пермского Политеха поможет предприятиям противостоять киберпреступникам

По данным МВД России, в нашей стране каждое третье преступление совершается с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Жертвами киберпреступников становятся не только люди, но и целые компании, где чаще всего используют корпоративную ИТ-инфраструктуру. Мошенники могут предпринимать попытки дистанционного внедрения в корпоративные сети компаний через отправку пользователям этих организаций файлов с вредоносным содержимым, которые могут быть замаскированы с целью усложнения их распознавания современным антивирусным программным обеспечением. Поэтому важно иметь средства для борьбы с такими преступлениями, особенно когда речь идет о крупнейших технологических предприятиях. Ученые Пермского Политеха разработали модель оценки зараженности файлов, передаваемых в корпоративных сетях, которая поможет компаниям противостоять киберпреступникам.

Разработка проведена в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Статья с результатами исследования опубликована в информационно-методическом журнале «Инсайд». В разработке также принимали участие ученые из Тамбовского государственного технического университета.

Одним из основных векторов успешно реализованных атак на производственные предприятия и компании различных сфер деятельности являются зараженные файлы, полученные вместе с электронными письмами, сообщениями мессенджеров и из иных источников. Уже существует, так называемая, эшелонированная оборона корпоративных сетей, которая может состоять из каскада антивирусных программ, различных методов аутентификации и идентификации и прочих механизмов безопасности, но такая структура значительно усложняет поиск вредоносного контента.

«Применение эшелонированной обороны из множества механизмов безопасности, например, более одного антивирусного продукта и онлайн сервисов анализа подозрительных файлов, усложняет принятие решения о его зараженности, а также создает предпосылки для ложных срабатываний. Наша модель предполагает повышение качества обнаружения вредоносного контента. Кроме того, время обработки тех же подозрительных сообщений не будут увеличены», — рассказывает заведующий кафедрой автоматизации технологических процессов Березниковского филиала Пермского Политеха, доктор технических наук, профессор Андрей Затонский.

Для решения задачи политехники создали архитектурное решение информационно-коммуникационных технологий, которое подразумевает применение различных механизмов извлечения файлов, передаваемых в результате информационного обмена. Далее ученые предлагают использовать два варианта для анализа и выявления нежелательного контента. Для документов, не содержащих конфиденциальной информации, они рекомендуют использовать онлайн-сервисы по их изучению.

Для файлов, содержащих коммерческую тайну, предлагается применять локальные хранилища данных, а их анализ проводить собственной инфраструктурой в виде кластера виртуальных машин с установленным различным антивирусным программным обеспечением. После изучения файлов специальная модель, созданная учеными, оценивает степень зараженности файлов, а затем принимает решение, как с ними поступить.

«Исходя из результатов анализа предложенного решения, мы отметили, что его использование на 14 процентов снижает риск получения зараженных файлов. Кроме того, модель снижает вероятность ложных срабатываний. При этом время обработки данных не увеличивается, поскольку в решении используются типовые механизмы. Само решение о зараженности файлов принимается в соответствии с классом, который им присваивает модель», — делится Евгений Митюков, кандидат технических наук ПНИПУ.

Благодаря технологии, созданной учеными Пермского Политеха, компании смогут минимизировать риски по проникновению киберпреступников в корпоративные сети и, как следствие, уменьшить расходы, возникающие в результате кибер-инцидентов. Особенно актуальна разработка будет для промышленных предприятий, в которых может храниться и передаваться множество документов с различным уровнем доступа.