Колумнисты

Медики рассказали, как грипп влияет на когнитивные способности детей

Часто говорят, что прививки помогли сохранить многие миллионы жизней, и это так. Но также ученые регулярно публикуют данные о менее очевидных преимуществах вакцинации. Например, есть немало данных о том, что прививки против гриппа и других инфекций можно рассматривать как одну из мер, помогающих обеспечить нормальное психическое и умственное развитие человека. Советник по науке холдинга «Нацимбио» госкорпорации Ростех, доктор медицинских наук Игорь Никитин рассказал, как грипп влияет на интеллект у самой уязвимой группы — детей.

Несмотря на высокий уровень развития медицины, в современном мире болезни и другие причины ежегодно уносят около пяти миллионов детских жизней. При этом многие эксперты отмечают, что детская смертность — лишь верхушка айсберга, самая пугающая и заметная из проблем в педиатрии. Есть и другие, и многие из них недооценены.

Так, миллионы детей дошкольного возраста во всем мире не могут полноценно реализовать свой когнитивный потенциал — умственные способности, заложенные природой. Это происходит из-за бедности, плохого питания, недостаточного ухода и отсутствия доступа к качественной медицине. Немалый вклад вносят инфекции, в том числе грипп. Защититься от них можно с помощью вакцинации. Это один из пунктов в списке косвенных полезных эффектов прививок: они помогают сохранить детское когнитивное здоровье и обеспечить нормальное развитие.

Когнитивные способности — это какие?

Термин «когнитивные» можно перевести как «умственные», «познавательные». Эти способности охватывают различные аспекты интеллекта, помогают приобретать и понимать знания с помощью рассуждения, опыта, чувств. К когнитивным функциям относят мышление, память, восприятие, внимание, способность выполнять целенаправленные действия, речь. Это то, что во многом делает человека человеком, обеспечивает успехи в школе, дальнейшем образовании, взрослой жизни и карьере. Когнитивные функции помогают реализоваться как личность и адаптироваться в социуме. От того, насколько они развиты, в значительной мере зависит качество жизни.

Вирус может навредить еще до рождения

Познавательные способности начинают развиваться с раннего детства, а негативно повлиять на них способны факторы, действующие еще до рождения. Это и генетика, и различные заболевания матери во время беременности – в том числе инфекционные. В 2009 году были опубликованы результаты одного интересного исследования. На тот момент ученые уже знали, что грипп во время беременности связан с более высоким риском шизофрении у ребенка. Теперь исследователи решили проверить, насколько часто у таких детей бывают когнитивные нарушения до того, как появятся признаки психического заболевания. Оказалось, что при внутриутробном воздействии вируса гриппа B впоследствии зачастую значительно снижен вербальный интеллект – способность анализировать, систематизировать и устно воспроизводить информацию.

В 2021 году английские ученые опубликовали статью, в которой проанализировали предыдущие исследования и пришли к выводу, что внутриутробное воздействие вирусов гриппа несколько ухудшает психическое здоровье, в первую очередь из-за тревожности, а в более старшем возрасте способствует развитию депрессии. Еще одно исследование, проведенное в Норвегии, показало, что грипп, перенесенный матерью на 0–8 неделях беременности, коррелирует с небольшой задержкой развития и более «сложным характером» у малышей в шесть месяцев.

Не только респираторная инфекция

Первые два года жизни – самые критичные для формирования когнитивных способностей, ведь именно в раннем детстве закладывается весь фундамент. Исследования показывают, что по состоянию познавательных функций в этом возрасте можно примерно прогнозировать, насколько хорошо они будут развиты в будущем. И именно в это время наиболее разрушительно действие неблагоприятных условий жизни, болезней, стрессовых факторов.

Нарушить когнитивное развитие ребенка способны многие инфекции. Грипп входит в этот список, и его влияние, вероятно, велико, потому что он весьма распространен, а эпидемии приходят ежегодно.

Грипп называют респираторной инфекцией, потому что основные проявления возникают в дыхательных путях. Но вирус способен поражать и другие органы (та же история и с Covid-19). При тяжелом течении у детей может возникать целый ряд неврологических осложнений.

Судороги – чаще всего фебрильные, из-за сильного повышения температуры тела. Инфекция может стать пусковым фактором у детей, которые изначально генетически предрасположены к эпилептическим приступам.

Гриппозно-ассоциированная энцефалопатия – поражение головного мозга неинфекционного характера. Чаще всего развивается у детей, пик приходится на 6–18 месяцев. Проявляется в виде судорог, комы. При этом состоянии смертность достигает 30 процентов, а у трети выживших сохраняется инвалидность из-за потери нейронов мозга.

Гриппозные энцефалиты и менингиты – воспаление в веществе головного мозга и его оболочках. Острый рассеянный энцефаломиелит (постинфекционный энцефаломиелит) – острое быстропрогрессирующее аутоиммунное состояние. Происходит разрушение миелиновых оболочек, окружающих нервы и обеспечивающих нормальную скорость электрического сигнала. Обычно начинается спустя несколько недель после перенесенной инфекции и может проявляться различными симптомами, в том числе лихорадкой, недомоганием, головной болью, тошнотой, рвотой, нарушением движений, спутанностью сознания. Болеют чаще всего дети младше 10 лет.

Синдром Гийена–Барре – состояние, при котором иммунная система атакует периферические нервы. Из-за этого нарушаются движения, чувствительность, могут возникнуть трудности с глотанием и дыханием.

Синдром Рейе (Рея) представляет собой редкую форму острой энцефалопатии и главным образом встречается у детей и подростков до 18 лет. Спустя 5–7 дней после начала гриппа возникают такие проявления, как тошнота и рвота, амнезия, нарушения зрения и слуха, сонливость, слабость, тревожность, дезориентация. Возможна глубокая кома. Смертность составляет 21 процент.

Эти состояния не проходят бесследно для нервной системы, и в том числе для когнитивной сферы. Но даже если грипп протекает без осложнений и не поражает мозг напрямую, он способен повлиять на развитие умственных способностей косвенно.

Неявная угроза

«Упрямый, отстающий, ленивый ребенок, страдающий частыми головными болями в школе, дышит через рот, а не нос, храпит, беспокоен ночью и просыпается с сухостью во рту по утрам», – так еще в 1889 году описывал детей с постоянным насморком американский врач Уильям Хилл. Речь идет не только о гриппе, а вообще о частых ОРВИ и аллергических ринитах. Из-за заложенного носа к головному мозгу поступает меньше кислорода, это приводит к тому, что ребенок становится менее активным, более невнимательным, рассеянным, раздражительным, быстро устает, хуже концентрируется. Нарушается сон. Конечно же, всё это влияет на развитие когнитивных навыков.

Из-за гриппа и частых простуд дети пропускают школьные занятия, не усваивают вовремя знания, вынуждены постоянно наверстывать. Да и в целом плохое самочувствие отнюдь не способствует желанию получать новые знания и заниматься творчеством.

Ситуация может усугубиться еще больше из-за евстахиита и экссудативного отита. У детей в связи с анатомическими особенностями слизь с вирусами из носоглотки легко попадает в слуховые (евстахиевы) трубы, а из них – в среднее ухо. Возникает отек слизистой оболочки, нарушается слух. Ребенок хуже слышит преподавателя в школе, у него снижается способность усваивать информацию.

Конечно, один эпизод гриппа или ОРВИ не повлияет на когнитивные способности. Но если ребенок простужается очень часто, страдает хроническими заболеваниями ЛОР-органов или постоянным насморком из-за аллергии, то качество его жизни заметно ухудшается.

На эту тему есть научные работы. В 2007 году были опубликованы результаты российского исследования, во время которого изучали когнитивные функции у детей с круглогодичным аллергическим ринитом. Авторы работы отобрали 108 детей 14–15 лет, которые болели не менее трех лет и у которых заболевание находилось в фазе обострения. Когнитивные функции проверяли с помощью специальных компьютерных программ, и в 95,3 процентов случаев они оказались нарушенными, а на фоне противовоспалительной терапии улучшились.

Другое исследование, опубликованное в 2022 году, было проведено в Сальвадоре и уже касалось напрямую ОРВИ и гриппа. Ученые проанализировали данные маленьких детей и обнаружили, что перенесенные в младенчестве простуды и эпизоды лихорадки связаны с более низким баллом по шкале развития Бейли в один год, а при перенесенном гриппе балл был снижен также и в два года.

Как навредить ребенку лечением, которое все равно не поможет против гриппа

Когда ребенок болен, многие родители используют любые доступные средства, чтобы хоть как-то ему помочь. Но не все популярные препараты от гриппа и ОРВИ обладают доказанной эффективностью, при этом у всех есть побочные эффекты.

Деконгестанты, которые в народе называют каплями от насморка, любимы многими родителями, ведь они помогают быстро «прочистить нос» перед едой, сном. Но их не стоит использовать дольше 2–3 дней. При длительном применении они сами вызывают заложенность носа – так называемый медикаментозный ринит. Замыкается порочный круг: человека постоянно мучает насморк, он применяет лекарство, оно лишь временно решает проблему, а в перспективе только усугубляет ее.

При гриппе и ОРВИ часто применяют антигистаминные (противоаллергические) препараты. Их нередко назначают даже педиатры: принято считать, что при любой респираторной инфекции есть «аллергический компонент», и отчасти симптомы возникают из-за него. В реальности же никаких положительных эффектов у антигистаминных препаратов при простуде у детей не обнаружено. Зато некоторые из этих лекарств вызывают сонливость и снижение внимания. На фоне такого лечения нервной системе становится не до оттачивания когнитивных способностей.

Еще при гриппе часто используют антибиотики, что совершенно не оправдано. Антибактериальные препараты называются антибактериальными, потому что направлены исключительно против бактерий. Вирусам они нипочем. При ОРВИ никаких эффективных противовирусных препаратов вообще не существует.

У антибиотиков есть одно неприятное свойство – они способны вызывать дисбактериоз. При чем тут когнитивные способности? В настоящее время известны многие эффекты микрофлоры на нервную систему. Это очень интересная сфера, и исследования в ней продолжаются. Микробиоту даже называют «вторым мозгом» человека. Если это так, то лучше не вторгаться в нее без веской причины.

Вакцинация: защищает не только тело, но и разум

Вывод будет таким: гриппом лучше не болеть. Благо у современного человечества есть надежный способ защиты – вакцинация. Ее рекомендуется начинать с шесть месяцев жизни и повторять ежегодно. Будущим мамам, чтобы защитить ребенка, не только можно, но и нужно прививаться во время беременности, причем в приоритетном порядке. Это не опасно ни на каком сроке, потому что в вакцинах используют инактивированные («неживые») вирусы.

Грипп не так прост. Он может приводить к длительным последствиям для здоровья и качества жизни. Не стоит относиться к этой инфекции легкомысленно, как к банальной ОРВИ. Лучше заранее защитить ребенка с помощью прививки.