Ученый Тюменского государственного университета на основе широкого круга источников рассмотрел возникновение меняльных лавок в мультиязычной деловой среде Кафы XIII-XIV веков.
Зарождение практики обмена одного типа монет на другой по обменному курсу базируется на таком исключительном открытии позднесредневекого мира, как вексель, то есть ценной бумаги, выдававшейся менялой в обмен на определенную сумму денег того города или государства, в котором он находился. Вексель впервые избавил купцов от необходимости транспортировать с собой огромные суммы наличных металлических денег, и его изобретение, по праву, признается «торговой революцией» XIII века.
Ученый ТюмГУ в своей работе выявил и исследовал механизмы, запускавшие процессы социальной динамики: практики обмена на пересечении западной и восточных цивилизаций, где находилась позднесредневековая Кафа (современная Феодосия). Статья «Меняльные лавки Кафы XIII-XIV века» доктора исторических наук, профессора кафедры истории и мировой политики СоцГум ТюмГУ Александра Еманова вышла в «Вестнике Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования».
Появление меняльных лавок и на их основе банков в Кафе представляется исследователю естественным результатом транзита передового финансового праксиса метрополии. Ученый рассмотрел зарождение ранних институций денежного обмена в Кафе, где взаимодействовали греческая, арабская, еврейская и латинская традиции делового общения. Исследователь определил монетный репертуар меняльных лавок Кафы XIII-XIV вв., выявление инструментария кафских менял, установление генетических связей меняльных контор с первыми банками города.
Методологическая основа исследования — философия денег Георга Зиммеля, профессора Страсбургского университета. Согласно его подходу, деньги выступали и выступают мощным фактором рационализации, предопределившим становление новой культуры «человека считающего».
Причем если золотые и серебряные монеты выражали важнейшие жизненные ценности человека, обуславливали исключительные приобретения, радикально менявшие жизнь, всегда символически соотносились с особо значимыми благами, то появление мелкой медной монеты совершенно изменяло смысл накоплений и всего обмена. Определенное количество медных монет менялось на серебряные и золотые номиналы. Сами медные монеты опосредовали повседневный обмен в городе, их ценовая эквивалентность делала доступными самые массовые жизненные блага – продукты питания, одежду, предметы домашнего обихода, многочисленные и разнообразные услуги, которые мог предложить город.
В результаты тщательного всестороннего исследования ученый делает вывод, что в целом, активность и ритм деловой жизни Кафы определяли меняльные лавки — трапезы, сарраф янсеке и кампсы. Самые креативные из менял достаточно быстро трансформировались в банкиров, становились основателями первых банков Кафы. Для них были свойственны новые функции — получение вкладов, выдача ссуд (данейон, кард и узура), выплата процентов вкладчикам и получение таковых с заемщиков (коллибос, риба и фенус), выпуск векселей (коллибистика симбола, суфтаджа и тракта) и, наконец, надчеканивание серебряной и медной монеты, соответствовавшей весовым и пробирным стандартам Кафы.