Тренд на энергоэффективность охватывает все сферы — от строительства до техники. Особенно перспективным направлением становятся технологии накопления тепла, среди которых – грунтовые аккумуляторы. Белорусские инженеры создали лабораторный образец и математическую модель. Исследование открывает путь к масштабированию технологии и ее интеграции в транспортно-инфраструктурные комплексы uST, разработкой которых занимается международная инжиниринговая компания Unitsky String Technologies Inc.
Юнимобили в ЭкоТехноПарке в Марьиной Горке (Беларусь) / © Unitsky String Technologies Inc.
Принцип работы грунтового аккумулятора основан на способности земли накапливать и сохранять тепловую энергию. В почву или резервуар закладываются трубы, по которым циркулирует вода или антифриз. При избытке тепла накопитель сохраняет его, а когда возникает потребность в обогреве, отдает.
Технология uST представляет собой перспективную платформу для внедрения такого решения. Конструктивные особенности дают возможность интегрировать вертикальные теплообменники грунтовых аккумуляторов прямо в опорные элементы или в транспортно-инфраструктурные объекты.
Такие характеристики комплексов, как модульность, долговечность и высокая нагрузочная способность, делают их идеальными для интеграции грунтовых накопителей. Например, в теплое время года накопитель принимает энергию, а в холодное – отдает. При необходимости ее можно использовать для отопления станций, технических помещений или близлежащих объектов инфраструктуры.
Кроме того, грунтовые накопители можно использовать для предварительного подогрева аккумуляторных батарей подвижного состава, что увеличит эффективную емкость последних на 15–20% при отрицательных температурах окружающей среды. Все это поможет сократить углеродный след транспорта и снизить эксплуатационные расходы.
В основе опытной установки белорусских разработчиков – цилиндрическая емкость объемом 180 литров, заполненная песком. Для минимизации тепловых потерь контейнер оборудован многослойной изоляцией. Боковые стенки защищены слоем пенофола, а торцы утеплены пенопластом.
Теплообмен в агрегате организован через U-образную трубку, расположенную вдоль вертикальной оси накопителя. Нагрев происходит от электрического бойлера через два независимых контура циркуляции.
Разработчики уделили особое внимание системе мониторинга. По всему объему аккумулятора разместили сеть из 50 температурных датчиков – расположили их на пяти уровнях на разном расстоянии от нагревательного элемента. Такая плотная сетка измерений позволила получить детальную картину распределения теплового поля.
Экспериментальная программа включала нагрев аккумулятора водой с температурой +42 °С. Это значение было выбрано из-за близости к показателю, который можно получить в условиях эксплуатации без дополнительных устройств нагрева. Белорусские инженеры провели исследование различных режимов охлаждения, включая принудительное и естественное, и дополнительно проанализировали теплопотери при температурных градиентах в диапазоне от +27 до +42 °С.
Лабораторное исследование выявило ключевые факторы, от которых зависит КПД тепловых аккумуляторов. Среди них:
· теплофизические свойства материала аккумулятора;
· геометрические параметры (соотношение объема и площади поверхности);
· качество тепловой изоляции;
· характеристики потоков теплоносителя;
· продолжительность циклов зарядки и разрядки;
· время хранения тепловой энергии;
· конструкция нагревательных элементов.
Серия экспериментов позволила установить, что на КПД аккумулятора также влияет уровень залегания грунтовых вод. А это значит, что в условиях реальной эксплуатации для сохранения высокой эффективности сваи не должны доходить до них.
В ходе исследования инженеры создали и верифицировали математическую модель установки. Это упрощает дальнейшие исследования: для экономии ресурсов физические эксперименты можно заменить численными. Модель грунтового накопителя даст возможность рассчитывать оптимальный объем аккумуляторов для конкретного проекта и оптимизировать расположение теплообменных поверхностей.
Грунтовые аккумуляторы тепла способны коренным образом изменить энергопотребление. Их интеграция с транспортно-инфраструктурными комплексами uST открывает новые возможности для создания экологичной и энергоэффективной логистической инфраструктуры. Симбиоз технологий снижает эксплуатационные расходы, уменьшает углеродный след, а также способствует устойчивому развитию сферы перевозок.
Комментарии
А почему эта поделка не сопровождается заголовком "На правах рекламы"?
Ничего нового в этом нет. Абсолютно. Разве что использование перистальтического насоса, это перл безусловный. Смешно, порадовали.
В остальном, эффективность этого убожества никакая и сравнивать её с современными системами накопления тепла нет смысла. Детский сад, младшая группа.
Vladislav, наверное потому что ваш вброс не сопровождается заголовком "На правах хейтинга" :)
Хорошо, что эффективность "убожества" оценивается не диванными комментаторами, а результатами испытаний
Макс, а сколько платят за продвижение этого фуфла?
И я, в отличие от вас, клоунов, эксплуатирую тепловые насосы. Разные. Воздух -жидкость, грунт- жидкость. Для технологических применений очень удобно жидкость -жидкость когда сначала надо охладить, а потом нагреть. Затрат минимум энергетических.
Неужели не понятно, что бесполезно эту хрень "струнную" тут рекламировать? Люди тут собираются не в деменции, лохи что поучаствовали в серии инвестиционного лохотрона кончились. Всё. Караул устал.
Макс, так то чувак прав. Статейка чушь полная. Либо в ней что-то недоговаривается - например, предполагается, что этот тепловой аккумулятор будет нагреваться электричеством при торможении состава, как это сейчас происходит, когда греются реостаты на крыше вагонов электричек при торможении. Либо статейка чушь и лохотрон.
Спасибо, поржал. Статья чтобы засветить белорусов, надеюсь? Вы же не на полном серьёзе рассказываете о том как кто-то нагревает песок, обёрнутый в пенопласт и пенополиэтилен?