Климат

Европейцы стали реже умирать от холода

Глобальное потепление сыграло неоднозначную роль для здоровья. Если риск смерти из-за заболеваний, связанных с низкими температурами, снизился, то экстремальную жару жители Европы переносят хуже.

Проанализировав данные об изменении климата и уровнях смертности в 35 европейских странах с населением 543 миллиона человек с начала нулевых до 2020 года, исследователи из Института здоровья в Барселоне (Испания) и Национального вычислительного центра (Испания) обнаружили: риск смерти из-за низких температур ежегодно снижался на два процента. Казалось бы, совсем незначительно, однако это сотни тысяч жизней в год. Риск смерти от жары в Европе тоже снизился, но всего на один процент. Свои выводы ученые представили в публикации для журнала The Lancet Planetary Health.

Исследователи из Испании, сравнив эти показатели в 823 европейских регионах, обнаружили интересную особенность. В странах с более высокой среднегодовой температурой (например, в Юго-Восточной Европе) было больше и очень холодных, и слишком жарких дней, что увеличило смертность. Это может быть связано как с социально-экономическими факторами — худшими жилищными условиями и недостаточно высоким уровнем здравоохранения, — так и с плохой адаптацией людей к изменениям климата.

В среднем же в Европе каждый год число экстремально опасных для здоровья холодных дней снижалось на 2,07 дня. Напротив, количество жарких увеличилось на 0,28 дня в год.

Повышение температуры в Европе последние десятилетия происходит быстрее, чем на любом другом континенте. В начале 1980-х годов средняя температура на европейской территории была лишь немного теплее, чем 100 лет назад. По данным программы непрерывных наблюдений за состоянием Земли «Коперник», за последние 40 с лишним лет она возросла и сегодня на 1 °C больше на земном шаре в целом.

Всемирная организация здравоохранения утверждает, что за 20 лет уровень смертности из-за аномальной жары в Европе вырос на 30 процентов. Так, в 2003, 2010 и 2022 годах, когда летняя температура достигала необычно высоких значений, умерли от 55 тысяч до 72 тысяч человек.

По словам генерального секретаря Всемирной метеорологической организации Селесты Сауло, климатический кризис — самая серьезная проблема нынешнего поколения. «Цена действий по борьбе с изменением климата может показаться высокой, но цена бездействия намного выше», — подчеркнула она.

В Калифорнийском управлении по оценке опасности окружающей среды для здоровья (США) изучили работу службы неотложной помощи, куда за четыре года обратились 1,2 миллиона человек, и оценили: повышение температуры воздуха всего на 5 °С многократно увеличивает число тревожных звонков по поводу ишемической болезни сердца, аритмии и инсульта, диабета, обезвоживания, тепловых ударов и острой почечной недостаточности.

В среднем смертность из-за потепления упала на 0,3% по миру за первые два десятка лет этого века, что снизило число умирающих ежегодно людей примерно на 150 тысяч в год, подсчитала другая международная группа ученых.

Комментарии

  • Подытожим.
    В результате глобального потепления смертность от холода снизилась на сотни тысяч человек ежегодно.
    Смертность от жары снизилась приблизительно на 150 тысяч в год.
    При этом необходимо всеми силами, не считаясь с затратами, бороться с глобальным потеплением.
    Логика -- зашибись.
    Впрочем, если миром правят рептилоиды...

    • Myname, исследование несколько о другом — о том, что адаптация к экстремально жарким условиям намного труднее, чем адаптация к холоду.

      Почему?
      Потому что спасаться от низких температур человечество умеет давно (качественная одежда, качественные жилища, и т.д.). Таким образом, холодовая смертность — проблема в большей степени социально-экономическая (и принципиально решаемая технологически ещё с древних времён).

      А вот спасаться от высоких температур человечество до сих пор так толком и не научилось (если только не сидеть безвылазно в комнате с кондиционером, конечно). Плюс ещё и побочные последствия жары в виде роста загрязнения воздуха (что снижению смертности также явно не способствует). Таким образом, тепловая смертность — проблема именно что строго климатическая (принципиально НЕрешаемая в данный момент ни социально-экономически, ни технологически).

      Вот и получается, что да, действительно — "необходимо всеми силами, не считаясь с затратами, бороться с глобальным потеплением", чтобы избежать роста тепловой смертности. Но при этом параллельно и улучшать социально-экономические условия, чтобы снижать холодовую смертность (что, впрочем, и так никогда и никем сомнению не подвергалось).

      В этом и суть исследования.

      • Гарри, не дышать холодным воздухом не получится как ни кутайся. А это и есть основной фактор холодовой смертности исключая "социально-экономические" когда человек попросту замерз насмерть.

        • Иван, проблемы с холодным воздухом на улице во многом решаются прикрытием рта и носа (пусть даже банальным шарфом). То есть, наличием нормальной одежды.

          Причины же социально-экономические вовсе не "замёрз насмерть" (как вы зачем-то утрировали). А проживание в плохо утеплённых и/или плохо отапливаемых помещениях, например — что негативно влияет на сердечно-сосудистую систему в целом.

          • Гарри, прикрытие рта и носа - неудобное и поэтому редко практикуемое решение в местах, где на улице не -50, а, скажем, -10 или 0. Любой житель России может в этом убедиться. А холодовая смертность работает и при плюсовой температуре.

          • Sergey, повторю, главная причина холодовой смертности — _долговременное_ нахождение в стрессовых (некомфортных) для организма условиях.

            Если же у кого-то наблюдается то самое _долговременное_ нахождение в подобных условиях — то это как раз и есть причина социально-экономическая, НЕ климатическая.

            Если не ошибаюсь, тут несколько лет назад как раз была статья А.Березина на данную тему.

          • Гарри, насколько помню выводы А. Березина в той статье противоположны вашим.

          • Иван, ну не лукавьте. Негоже. Аж минус поставил.

            Специально нашёл ту статью. Про ваше "дыхание" там лишь вскользь — основной акцент именно на плохом отоплении жилищ.
            Сам найдёте, или дать ссылку?

      • Гарри, ну да, вид, эволюционировавший в африканской саванне и заточенный под активную дневную активность, не приспособлен к теплу. Кто бы сомневался, ага.

        • Myname, так никто в этом и не сомневается. Это просто факт.

          Поэтому, например, в жарких странах летом жизнь почти замирает в послеобеденное время (везде свои аналоги знаменитой испанской "сиесты") — всю основную активность пытаются переносить на утренние и вечерние часы.
          Поскольку находиться на улице под палящим солнцем не просто некомфортно, но и критически опасно для здоровья. А уж заниматься в таких условиях физическим трудом и подавно.
          И там это понимание выработалось веками практического опыта, даже когда ещё не было никакого глобального потепления.

          Причём, повторю, вне помещений — от холода ещё можно спастись качественной одеждой, от жары же спастись НЕВОЗМОЖНО НИКАК.

          P.S. И хорошо ещё, если жара "сухая", она переносится легче. Но если при высокой температуре ещё и достаточно высокая влажность — так и дышать становится почти нечем.

        • Myname, вроде бы как с тех пор наш вид в северных странах несколько изменился(смена окраса кожи чего только стоит).
          Несомненно, вид адаптируется и к глобальному потеплению, но вот только "неприспособленные вымрут".

          • Masyanya, если температура на планете поднимется до 500 градусов то вымрут практически все, кто бы сомневался, но на данный момент от холода людей умирает больше чем от жары.

          • Иван, а если/когда в ходе глобального потепления рост "тепловых" смертей таки превысит рост "холодовых" (или хотя бы сравняется с ним) — вы предлагаете на этом успокоиться? Или что, или как?

            Поскольку, повторю, в отличие от холода, спастись от жары (особенно от экстремальной) НЕВОЗМОЖНО ВООБЩЕ НИКАК.

            Впрочем, сдаётся мне, вы мыслите в рамках лишь своего региона.

          • Гарри, и каким же регионом мыслите вы? Неужто прям из Сахары написываете? 😁 Так она вроде озеленяется несмотря на панику в экологических кругах.

          • Иван, я из весьма южных широт (о чём уже писал тут ранее, странно было не заметить).
            И вот тут "дыхание кабздеца" уже ощущается вполне себе явственно.

            Вы, прежде чем ставить свои смеющиеся смайлики (за что вам опять минус) — поживите тут хотя бы пару лет, вникните в суть проблем.

            Кстати, тот же совет давал Березину (который также весьма "тупо-благодушно" отнёсся к данным проблемам).

            Вот и получается, что вы (оба) только за свои регионы. Проблемы глобального потепления (даже в соседних регионах) — вас словно бы не волнуют вообще.
            Тупо Ниф-Ниф и Нуф-Нуф из известной сказки.

            P.S. Проблема в том, что когда доберётся ДАЖЕ до вас — будет уже слишком поздно.

          • Гарри, ссылку мне присылать не нужно я достаточно внимательно слежу за этим автором и могу сказать что Березин никогда не был фанатом Греты Тунберг. А уж какой акцент вам там почудился ваше дело.

          • Иван, "акцент" там везде вполне чёткий (как и у вас) — только с точки зрения "своих" регионов, всех остальных словно бы не существует.

            То есть, проблема ГЛОБАЛЬНОСТИ потепления не то что не озвучена, а даже и не осознана как следует. Можно, конечно, сколько угодно ёрничать про бесноватую Грету — но самой сути проблемы это не изменит никак.