Чтобы изучить процесс обучения пению у зебровых амадин, исследователи из Лейденского университета разработали необычного учителя — робота-птицу.
Как певчие птицы учатся видовой песне, которая в будущем поможет им привлечь партнера? У некоторых видов все происходит «само по себе», и кукушонок, ни разу в жизни не слышавший песню своего отца, в определенном возрасте сам начинает петь. Другим птицам требуется образец для подражания, и даже еще не вылупившиеся из яиц птенцы могут слушать и запоминать пение родителей.
Чтобы досконально изучить этот процесс, ученые из Лейденского университета (Нидерланды) разработали робота-птицу, внешне и голосом в точности напоминающего взрослого самца зебровой амадины. Работа заняла четыре года: сначала исследователи создали трехмерную копию птицы, окрасив ее с учетом спектра цветов, видимых амадинам, после чего приступили к самому сложному этапу — «обучению» будущего учителя правильной песне.
Для этого пришлось применить высокоскоростную съемку и точные измерения движений клюва поющего самца зебровой амадины. Поскольку во время песни клюв движется невероятно быстро, команда анализировала несколько записей кадр за кадром (съемка велась со скоростью 120 кадров в секунду), чтобы заставить клюв робота двигаться в точности как у живой птицы.
К счастью, молодые птицы приняли нового «учителя»: хотя обычно амадины с подозрением относятся ко всему новому, робота они, похоже, восприняли как еще одну птицу и тут же начали садиться рядом и щебетать, почти как лепечущие дети. Впрочем, когда робот запел, птицы замолчали и стали внимательно слушать. Теперь ученые смогут, изменяя параметры пения, выяснить, что из поведения учителя перенимают его ученики.
В результатах исследования, опубликованного в журнале Methods in Ecology and Evolution, авторы выложили все коды и подробные инструкции, так что и другие исследовательские группы, изучающие социальное обучение у птиц, получили возможность создать собственного робота.