Синхронизировать свои движения с музыкальным ритмом способны только люди, полагали ученые. Но оказалось, что у крыс тоже есть такая способность.
Даже среди людей танцевальными способностями обладают не все: кто-то легко двигается под музыку, а кто-то постоянно выбивается из такта. По-видимому, то, насколько точно мы можем синхронизировать свои движения с музыкальным ритмом, хотя бы частично передается по наследству, и ученые полагали, что это «бесполезное» умение свойственно исключительно людям.
Конечно, животные тоже могут слышать и реагировать на музыку, издавать ритмичные звуки или научиться двигаться, когда звучит мелодия. Однако это абсолютно не то же самое, что совокупность сложных нервных и двигательных процессов, позволяющих нам распознавать и даже предсказывать музыкальный ритм.
Однако теперь исследователи из Токийского университета (Япония) продемонстрировали, что как минимум один вид живых существ, серые крысы, способен синхронизировать свои движения с ритмом музыки, особенно если ее темп составляет 120–140 четвертных нот в минуту. Кстати, людям тоже проще всего синхронизировать движения с музыкой такого темпа, что дополнительно указывает на генетическую основу такой способности.
Однако зачем крысам, существам, вынужденным всю свою жизнь бороться за выживание, вообще уметь синхронизировать свои движения с ритмом музыки? Исследователи предполагают, что дело в том, какое влияние музыка оказывает на мозг живых существ, воздействуя на эмоциональное и когнитивное состояния. Учитывая, что так поступали крысы, до этого ни разу не слышавшие музыку, эта способность должна быть врожденной, следовательно, «полезной» для вида, — в противном случае у кодирующих ее генов велик шанс исчезнуть в ходе естественного отбора.
Ученые планируют и дальше изучать танцевальные способности животных: это позволит не только заглянуть в прошлое, в истоки происхождения человеческой музыки, но и лучше понять, как работает человеческий мозг, как он обрабатывает звуковую информацию и синхронизирует ее с двигательной активностью, добиваясь плавных и гармоничных движений танца.
Исследование опубликовано в журнале Science Advances.
Комментарии
".. заглянуть в прошлое, в истоки происхождения человеческой музыки.."
Аритмичный плеск небольших волн и ритмичный шум прибоя.. атональный свист сильного ветра, сопровождаемый шуршанием листьев, с вкраплениями треска ломающихся ветвей.. ритмичные удары падающего камешка и нарастающий гул камнепада..
Все эти звуки были непременным сопровождением первых живых клеток и организмов. Естественно, возникло чувство ритмичности/аритмичности.. тональности/атональности.. слабости и нарастания силы звука.. все эти звуковые особенности помогали в борьбе за выживание.. были заложены в генетику с момента её появления..
Затем, на основе простых природных звуков, человек стал создавать инструменты искусственного звучания.. Поначалу подражал природе, затем начал придумывать свои музыкальные мелодии и напевы..
Логическая цепочка не слишком сложная..