Биология

Антропологи определили факторы зарождения любопытства у человекообразных обезьян

Ученые из Германии и Швейцарии узнали, что способствует развитию любознательности у орангутангов в естественной среде обитания.

Любознательность и любопытство, как известно, — те качества, которые отличают человека от других животных. В том числе даже от человекообразных обезьян. Именно любознательность часто называют тем фактором, который вкупе с остальными позволил сделать нас разумными существами, потому что мы любим учиться и способны долго и нудно вникать в какой-то сложный процесс.

Если вы думаете, что в случае вас это не так, то советуем понаблюдать за самыми ближайшими нашими родственниками — шимпанзе. Эти умные животные, как правило, совершенно не могут усидеть на месте, если им скучно, не жаждут долго и упорно чему-то учиться, не развито у них и любопытство. По крайней мере, если речь идет о ситуациях, когда животные находятся в естественной среде обитания, а не в условиях неволи.

То же самое касается орангутангов, которых изучали ученые из Института поведения животных Макса Планка (Германия) и Цюрихского университета (Швейцария). Они наблюдали этих животных и в условиях зоопарка, и в дикой природе. И пришли к выводу, что орангутанги (как и другие человекообразные обезьяны) охотно и с большим интересом исследуют окружающий мир, если находятся в безопасных условиях. Этого нельзя сказать о поведении приматов, живущих в дикой природе.

Так, в своих предыдущих исследованиях ученые привлекали внимание диких орангутангов всевозможными яркими предметами, оставленными в лесу: ярко-красными флагами, пластиковыми фруктами и цветами, мягкими игрушками. Результаты резко отличались от того, что те же животные демонстрировали в условиях зоопарка. Орангутанги почти никогда не приближались ни к одному из предметов. Более того, они всячески избегали столкновения с ними, нарезая большие круги по лесу.

В новом эксперименте, результаты которого представлены в журнале Scientific Reports, ученые переосмыслили выводы предыдущей работы. Они поняли, что для изучения любопытства у животных есть смысл демонстрировать им не радикально новые предметы, а что-то похожее на то, что они уже видели в своей естественной среде, но при этом такое, что привлечет их внимание. Поэтому исследователи воссоздали бревно с дуплом внутри, куда положили мед. После этого стали наблюдать.

Выяснилось, что орангутанги проводили в среднем полчаса вблизи нового объекта, но редко прикасались к нему напрямую, пальцами. В основном они использовали палки, чтобы достать лакомство, хотя им ничего не мешало достать его прямо ладошкой.

Животные проявляли осторожность, но это касалось не всех. Ученые обнаружили, что молодые особи гораздо чаще, чем взрослые, приближались к бревну с медом, если видели, что другой орангутанг тоже направляется в эту сторону.

Таким образом, исследователи определили факторы, способствующие любопытству у этих человекообразных обезьян в естественной среде обитания, — возраст и наличие рядом сородичей. Кто знает, возможно, последний фактор — причина того, что групповое обучение дается нам, людям, гораздо проще, чем индивидуальное.

Комментарии

  • Да бть орангутаны, а не орангутанги! Неуч!