• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку

Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

Как оказался возможен украинский рейд на Белгород?

Чтобы разобраться в деталях, я попросил действующего военнослужащего российских ВВС прокомментировать случившееся.

Пожар после удара украинских вертолетов по гражданской нефтебазе в Белгороде / ©Wikimedia Commons

1 апреля 2022 года около 5.40 утра два Ми-24 Вооруженных сил Украины атаковали гражданскую нефтебазу на западной окраине Белгорода. Они применили оружие не менее четырех раз, в результате чего пожар на нефтебазе тушили до вечера того же дня — к счастью, без жертв. Военного смысла в происходящем не было: снабжение российской армии топливом осуществляется не по гражданским каналам, а горючее с базы шло на обычные АЗС. Но вот с информационной точки зрения акция имела смысл — как и любой теракт (Следственный комитет ее так и квалифицировал). ВСУ попытались запугать российских граждан, пусть и с ограниченным успехом.

Несмотря на нулевой военный смысл рейда, возникает серьезный вопрос: как он вообще оказался возможным? Что будет, если в следующий раз ВСУ ударит по жилым кварталам? И можно ли этого не допустить?

Проход украинских Ми-24 над Белгородом / ©Youtube

Чтобы разобраться в деталях, я попросил действующего военнослужащего российских ВВС прокомментировать случившееся.

Чудо-шлемы от американцев?

Два украинских Ми-24 прошли к Белгороду в конце довольно облачной ночи на предельно малых высотах. Но при этом не задели ни линии или опоры электропередач, ни холмов или высоких деревьев. Из этого часто делают вывод, что на головах у пилотов вертолетов были новейшие американские летные шлемы с приборами ночного видения, специально «заточенными» для полетов ночью. А вовсе не ОНВ-1 (очки ночного видения) первого-второго поколения, которые были в свободном доступе на Украине.

Как полагает наш собеседник, какие-то шлемы с приборами ночного видения у украинских пилотов Ми-24 были, но какого именно поколения — уверенно сказать сложно. Для опытных вертолетчиков чрезвычайно высокий технический уровень приборов ночного видения в таких условиях и не был нужен, считает он. Обычно перед боевым вылетом летчики внимательно изучают весь маршрут подхода к цели — и основной, и альтернативный — по карте. При этом запоминают возможные ориентиры, различимые даже в условиях плохой видимости. Это вполне позволяет достичь нужной точки ночью и без шлемов третьего поколения.

«Я не уверен, что там вообще были истребители»

Один из важнейших вопросов: могли ли российские вооруженные силы заметить украинские Ми-24 несмотря на их движение на предельно малых высотах? Наш собеседник из ВВС отмечает, что технически это вполне доступно тем же истребителям Су-35. Они летят на больших высотах, чтобы иметь возможность заметить чужие летательные аппараты с как можно большего расстояния. Они, как и остальные российские истребители, оснащены радарами типа look down, shoot down, специально предназначенными для обнаружения низколетящих целей на фоне земли.

Ранее некоторые российские СМИ уже предположили, что для достижения Белгорода пилоты Ми-24 должны были получить от американской разведки данные о том, что на каком-то конкретном участке границы не будет истребителей, прикрывающих воздушное пространство России.

Однако, как отмечает наш собеседник, это совсем не обязательно так. «Я не уверен, что там вообще были истребители» — комментирует он.

Не вполне корректны и утверждения ряда СМИ о том, что пару украинских Ми-24 могли принять за российские вертолеты, возвращающиеся с боевого задания на Украине. Наш собеседник рассказывает: «Системы опознавания «свой-чужой» для того и придумали, чтобы исключить такие случаи. На локаторе появляется метка, позволяющая отличить свой вертолет от противника. Но чтобы эта метка появилась, локатор должен банально видеть объект. Если объект локатору не виден — то и метке «свой-чужой» взяться неоткуда».

Наиболее вероятный сценарий случившегося, отмечает он, таков: патрулирующих истребителей у границы Белгородской области не было, а наземная ПВО у границы имела бреши.

Форт-Стюарт, пилот американских вооруженных сил идет над руслом реки, маскируясь деревьями и берегами от РЛС / ©Wikimedia Commons

Следует понимать, продолжает наш собеседник, что даже если бы российские истребители там были, это не гарантировало автоматическую полную защищенность объектов типа белгородской нефтебазы. «Там три реки в Белгород идет с Украины. Если идти на предельно малой высоте, по руслу реки, то истребителю отыскать вертолеты будет очень тяжело», — заключает он. Радиоволны радаров через деревья и берега (часто возвышающиеся над водой) просто не проходят.

То есть, рейд был неизбежен?

Впрочем, продолжает военнослужащий, это вовсе не значит, что рейд нельзя было предотвратить: «Правильно организованную ПВО пройти можно, только «задушив» ее помехами или уничтожив. Незамеченным пройти нельзя. Но это, повторюсь, при грамотном построении ПВО».

Средства радиоэлектронной борьбы и постановки помех у ВСУ радикально уступают российской армии или НАТО. Новейших противорадиолокационных ракет типа российских Х-31ПД у ВСУ тоже нет, имеющиеся у Киева средства уничтожения ПВО откровенно слабы. Однако если средства российской ПВО не были расположены оптимальным образом, грамотно, с учетом особенностей рельефа приграничной полосы, то подойти к Белгороду и даже уйти обратно вертолеты ВСУ вполне могли — что они, в общем-то, и продемонстрировали.

Добавим еще вот что. Из истории войн следует, что лучшим средством предотвращения ударов чужих ВВС является поражение летательных аппаратов противника на его территории. В этом смысле российские ВВС достигли значительных успехов: подавляющая часть украинских боевых летательных аппаратов уже уничтожена. После белгородского рейда еще пара вертолетов ВСУ выведена из строя на территории Украины. Однако парк летательных аппаратов от советского времени там остался значительный, и отдельные машины для таких налетов у Киева все еще есть.

Другое дело, что после случившегося ПВО в приграничной полосе наверняка серьезно поменялась. С высокой степенью вероятности осуществляются и патрульные полеты истребителей.

Украинский урок

Точка зрения нашего собеседника на случившегося в целом сводится к следующему. В мирное время за полеты на предельно малой высоте часто наказывают, как за воздушное хулиганство. Благо они повышают вероятность врезаться в ЛЭП, дерево в лесополосе у дороги и так далее. Все это повышает аварийность, с которой в ВВС любой страны в мирное время беспощадно борются.

Однако в условиях военного времени полеты на предельно малых высотах — по-прежнему крайне эффективное средство преодоления противовоздушной обороны. Дальность обнаружения радаром из-за них падает в разы. Увидеть чужой низколетящий вертолет часто можно только в считаных километрах. А если рельеф местности для полета выбран удачно — то и еще меньше.

Кроме того, ВСУ — в том числе благодаря развединформации с Запада — предположительно могут знать, где и какие локаторы и средства ПВО есть у российской стороны. Как констатирует наш собеседник, это позволяет рассчитать их зону поражения, углы закрытия и прочие характеристики, позволяющие проложить маршрут не то что до Белгорода, но и «намного дальше. Матиас Руст так на Красную площадь сел».

В этот раз украинская сторона именно это и сделала: села и рассчитала оптимальный маршрут и даже погоду для атаки на нефтебазу. Благо облачность серьезно затрудняет работу ПВО. И сделано это было четко и грамотно — противник показал, что он серьезен и ошибок не прощает. Остается надеяться, что случившееся станет достаточно серьезным уроком, чтобы повторить его у Киева уже не вышло.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK

Комментарии

32 Комментариев

Maxx Vik
16.04.2022
-
0
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
    Александр
    16.04.2022
    -
    0
    +
    А Конашенкова с Путиным там еще не захватили? Или чеченского генерала? Специально для граждан Украины поясню: за пределами их инфомира захват КШМ с кодами "свой-чужой" уже через считаные часы после такого захвата ничего не дает. И это даже не считая того, что о таком "захвате кодов" (любой человек, который знает, как работает "свой-чужой" смеется уже от этого словосочетания) сообщили только укроСМИ - а те, как известно умеют только лгать, но не давать реальную информацию о происходящем на поле боя.
-
0
+
Самолеты ДРЛО злорадно хихикают в сторонке.
    Александр
    05.04.2022
    -
    -1
    +
    Зря они это делают. Самолеты ДРЛО могут увидеть вертолет, идущий над руслом реки, не с большей дистанции, чем Су-35. И это весьма небольшая дистанция, в обоих случаях. Запустить самолет ДРЛО над каждыми 10-20 километрами -- утопия. Это даже с Су-35 сделать довольно сложно. Так что именно ДРЛО со столь низколетящими аппаратами совсем не при делах. У ДРЛО над ПВО серьезные преимущество по выявлению низколетящих аппаратов в местах типа Завольжья, плоских как стол. Белгородщина, скажем пряма, никак не стол. Здесь у ДРЛО над ПВО по действительно низколетящим объектам плюсов нет.
    +
      ещё комментарии
      Сергей
      05.04.2022
      -
      0
      +
      Здесь у ДРЛО над ПВО по действительно низколетящим объектам плюсов нет.
      Ну это Ваше частное, и мягко говоря, сомнительное мнение, скорее всего призванное оправдать тот факт, что А-50 у нас кот наплакал. Ми-24 ни разу ни "стэлс" и прямо скажем - достаточно большая цель, намного больше вертолетика на иллюстрации к статье, светиться на экранах радаров они должны дай Бог, да и лететь на нем облачной ночью длительное время над руслом реки на ПМВ - прямо скажем сомнительное удовольствие. Какое там расстояние до ближайшего украинского аэродрома? Явно не пять минут полета. ИПХО - поздновато ловить Ми-24 над Белгородчиной, самолеты ДРЛО вполне могли (и должны были бы) увидеть вертолеты еще над территорией Украины. Самолеты ДРЛО конечно не панацея, но существенно повышают возможности ПВО по обнаружению низколетящих целей. Ну а то, что их у нас мало - это другая песня. И еще - использовать Су-35 как самолет ДРЛО - достаточно нерационально.
        Александр
        05.04.2022
        -
        0
        +
        "Ну это Ваше частное, и мягко говоря, сомнительное мнени" Это мнение не мое, а военнослужащих ВВС России -- не не частное, а довольно общее. Вам оно кажется сомнительным? Ну, что же, если вы серьезно считаете, что знаете о ВВС больше ВВС -- пусть и дальше кажется. "Ми-24 ни разу ни "стэлс" и прямо скажем - достаточно большая цель, намного больше вертолетика на иллюстрации к статье, светиться на экранах радаров они должны дай Бо" Видимо, вы не прочитали текст выше. Поэтому повторюсь: если вертолет идет ниже холмов и берегов рек с деревьям, то никакой самолет ДРЛО его не увидит -- если не будет над ним. Ведь радиоволны через плотные предметы просто не проходят. Но если над ним будет Су-35, он увидит его точно так же, как и самолет ДРЛО. ", да и лететь на нем облачной ночью длительное время над руслом реки на ПМВ - прямо скажем сомнительное удовольствие. Какое там расстояние до ближайшего украинского аэродрома? " Я вам страшную вещь скажу: летчики ВВС считают, что только на ПМВ вертолет ночью в зоне работы ПВО применять и можно. Конечно, опять-таки, вам виднее, чем им. " самолеты ДРЛО вполне могли (и должны были бы) увидеть вертолеты еще над территорией Украины" Но только если бы пилоты ВСУ думали как вы, а не как пилоты ВВС России. Само собой, они думали как летчики, а не как вы. От этого и летели на ПМВ. Вы, возможно, не в курсе, но без полета на ПМВ их бы заметили и сбили силы ПВО, Впрочем, опять-таки, этот факт очевиден только летчикам ВВС -- а вам, конечно, видно лучше.
          Сергей
          06.04.2022
          -
          0
          +
          Это мнение не мое, а военнослужащих ВВС России
          Сильно сомневаюсь. На авиационных форумах, где завсегдатаи - действующие и бывшие специалисты ВВС - возможности самолетов ДРЛО оцениваются очень высоко. Встречал я конечно и пренебрежительное к ним отношение - но это от "сапог", которые в авиации ничего не понимают.
          Поэтому повторюсь: если вертолет идет ниже холмов и берегов рек с деревьям, то никакой самолет ДРЛО его не увидит -- если не будет над ним.
          От последней фразы самолеты ДРЛО не то что хихикают в сторонке - они ржут в полный голос. Как раз цели, расположенные под ними, самолеты ДРЛО не видят. А вот что подальше - рельеф над восточной Украиной - никак не Ливанский хребет и не долина Бекаа, что бы создать сплошную зону невидимости. Большая часть Украины - как раз голая степь. Да и реки текут все больше в меридиональном направлении. Расстояние от центра Украины до Белгорода все таки приличное, на Ми-24 даже по прямой получается больше часа, а если прятаться за холмами и берегами - очень сильно больше, на ПМВ ночью в облачность, да еще над водой - ни один пилот не выдержит. На малой высоте - да, и лететь можно, и спрятаться от наземных радаров тоже. Но не от самолета ДРЛО. (разницу между малой и предельно малой высотой надеюсь все понимают).
          вам страшную вещь скажу: летчики ВВС считают, что только на ПМВ вертолет ночью в зоне работы ПВО применять и можно.
          А кто спорит. Можно. Но чем сильнее ПВО у противника, тем больше будут потери. А если будут самолеты ДРЛО - потери будут еще выше.
          От этого и летели на ПМВ.
          Оттого рейд и стал возможен, что у нас самолетов ДРЛО кот наплакал. А Вы то откуда знаете, как и откуда летели вертолеты, и на МВ или на ПМВ и увидели ли бы их самолеты ДРЛО или нет? У Вас прямой провод с МО РФ и МО Украины? Тогда с нетерпением жду следующей статьи - "Что случилось с БДК "Саратов" и как такое стало возможно".
            Александр
            06.04.2022
            -
            0
            +
            "Сильно сомневаюсь" Ничем не могу вам помочь. "На авиационных форумах, где завсегдатаи - действующие и бывшие специалисты ВВС - возможности самолетов ДРЛО оцениваются очень высок" Но никогда -- против вертолетов, идущих ниже холмов и деревьев. "От последней фразы самолеты ДРЛО не то что хихикают в сторонке - они ржут в полный голос. Как раз цели, расположенные под ними, самолеты ДРЛО не видят. А вот что подальше - рельеф над восточной Украиной - никак не Ливанский хребет и не долина Бекаа, что бы создать сплошную зону невидимости." Сергей, извините, но этот ваш кусок такой смешной, что дальше серьезный разговор вести невозможно. Вы можете и дальше думать, что радиволны проходят через холмы восточной Украины и берега рек (которые в этом районе в норме возвышаются над зеркалом рек), или что для проникновения в зону ПВО на предельно малых высотах зачем-то нужна "сплошная зона невидимости" -- но с этим уже не не ко мне. С этим -- к доктору.
              Сергей
              06.04.2022
              -
              0
              +
              Ну это Вам надо к доктору, коли Вы серьезно считали, что самолеты ДРЛО могут видеть под собой. А мой пост Вы так и не поняли - радиоволны действительно не проникают за складки местности, вот только- Ми-24 физически не может два часа (а с учетом обратного пути - четыре часа) лететь облачной ночью над водой на высоте в несколько метров. М.б. американские чудо очки действительно творят чудеса, но тогда надо снять шляпу перед американскими конструкторами. А лететь выше - самолет ДРЛО его засечет. Скорее всего в данном случае действительно Ми-24 летели на малой и предельно малой высоте, м.б. еще какие то приемы использовали, но если бы у нас было организовано дежурство А-50 на данном направлении - их задача очень сильно осложнилась. А в данной местности, насколько я помню, один берег у реки действительно крут, зато второй - пологий. И назовите мне реки, которые ведут от условной Полтавы к реальному Белгороду.
                Александр
                06.04.2022
                -
                0
                +
                "од собой" Под собой -- это не очень точный оборот, в начале треда я пояснил, что чтобы ДРЛО видело что-то, что идет ниже холмов, нужен радиус 10-20 км. и это вполне реалистично -- дальше холмы не дадут. Далее, проcтите, время на вас тратить не будут: больше одного раза объяснять взрослому мужчине, что через холмы радиволны не проходят -- .напрасная трата времени.
-
-1
+
Военного смысла нет, зато есть медийный. Особенно в совокупности с другими инфоповодами последних дней. Вот Руста зря приплели. Его-то обнаружили очень быстро, только сбивать не решались. Что впрочем не отменяет версию с информационной поддержкой западных служб. Зря что ли самолеты ДРЛО у границ там крутятся. А факт такой поддержки никто и не скрывает. Вот только за прокол с Рустом полетели головы вплоть до министра обороны, а у сейчас как-то тихо. Ну подумаешь авиаудар пропустили с кем не бывает.
    Александр
    05.04.2022
    -
    0
    +
    "Вот Руста зря приплели" Руста приплел не я, а товарищ военлет -- не выкидывать же мне его слова.
    +
      ещё комментарии
      Johny
      07.04.2022
      -
      0
      +
      Александр, а у вашего собеседника, военлета, нет случайно телеграм канала?)
        Александр
        07.04.2022
        -
        0
        +
        Военнослужащих пилотов среди знакомых у меня больше одного, но один из них действительно ведет телеграм-канал, и да, он был источником в этом случае. Исходно предполагалось, что в материале будет название его канала, но в последние момент он не захотел. Источник имеет право требовать защиты от журналиста, так что, само собой, я ему это право дал.
-
0
+
Так а толку-то от таких вылетов, даже если они повторятся. Даже если до каких-то военных топливных баз доберутся. Массовым явлением они не станут ни при каких условиях, так что влияние на ход боевых действий даже при самом удачном для украинской стороны раскладе стремится к нулю.
    Александр
    05.04.2022
    -
    0
    +
    Толк достаточно серьезный: в ВВС ВСУ до него вообще не было успехов. Как минимум с этой точки зрения случившееся для ВСУ важно. Для нас тоже важно: это исключительно интересный урок. Из него следует, что удары вертолетами могут наносить не только страны, имеющие "Витебск" и против стран с удовлетворительной ПВО, но и страны без "Витебска" против страны с очень сильным ПВО. Эрго, нам стоит обратить на такую возможность серьезное внимание и в будущем. "Массовым явлением они не станут ни при каких условиях" Еще два месяца назад я бы с вами согласился. Но после занятия Гостомеля -- там была именно массовая операция вертолетов -- уже не уверен. Нет, ну, у ВСУ не станут, это само собой, у них просто физически уже нет заметного числа вертолетов. Но, опять-таки, российским ВВС урок интересный.
-
0
+
А чего вас смущает? Я смотрел видосы с несколькими военными экспертами, и они вполне единодушно говорят примерно то же самое, что рассказано в обсуждаемом тексте.
Вас не беспокоит, что NS систематически писал про вооружение, его применение и военную историю?
-
0
+
Светись он хоть как рождественская ёлка, но складки местности успешно скроют его от радаров.
От радара воздушного базирования, летящего на высоте 7-8 километров, спрятаться не так то легко. Тем более в степях Украины. Тем более, если предлагают облачной ночью на летательном аппарате без радара и без приборов огибания рельефа местности прятаться по оврагам и балкам. Уйти от наземных РЛС - легко. От воздушного - очень сложно. Что, кстати, ВВС одной интересной ближневосточной страны не раз демонстрировали, хотя там рельеф не чета украинскому.
"ем более в степях Украины" Степи Украины.... Вы там вообще были? Харьковщина и Белгородщина вся в холмах -- это не Заволжье и не Херсонщина. Степи Украины в отношении маршрута пролета Ми-24 -- это как "степи в окрестностях Санкт-Петербурга" у де Кюстина.
-
0
+
Холм - ни разу не горный хребет. Я и сам живу в холмистой местности - не могу представить, как Ми-24 может от АВАКСа спрятаться при длительном полете.
-
0
+
Запросто, если никакого авакса поблизости нет. Дальность обнаружения А-50 для истребителей - 300 км. Для низколетящего вертолета, прячущегося в складках местности, вероятно ниже, где-нибудь около 200 км. Чтоб прикрыть границу с Украиной четыре-пять придется туда послать, из имеющихся двадцати. Наверное могли бы обойтись и парой-тройкой. Но что-то не слышно о применении хотя бы устаревших А-50. Это ведь не Сирия где нашим самолетам ДРЛО ничего не угрожало, а украинские ПВО подавлены лишь в теории.
"Я и сам живу в холмистой местности - не могу представить, как Ми-24 может от АВАКСа спрятаться при длительном полете." А вот летчики ВВС -- могут. И это хорошо, что они разбираются в предмете лучше вас, и понимаю, что холм для радиоволн непрозрачен.
ДРЛО безусловно могут летать с российской стороны границы, потому что дальность Бука ограничена, а работающих С-300 у ВСУ уже нет. Но зачем -- вот вопрос? Су-35 увидят Ми-24 внизу, идущего на ПМВ в холмистой местности, с примерно тех же дистанций, а численность Су-35 в десятки раз выше, чем самолета ДРЛО.
-
0
+
Я уже устал повторять одно и то же. Вы же прекрасно понимаете, что холм - не стена. Вертолету нужно перескакивать из тени одного холма в тень другого, а современные РЛС засекут его даже при кратковременном появлении. Это раз. И лететь на высоте нескольких метров в пересеченной местности облачной ночью - верное самоубийство. Это два. Насчет того, что там летчики ВВС говорят - оставим на Вашей совести. Окончится война, думаю они много интересного расскажут.
-
0
+
Распространенное заблуждение. Прелесть АВАКСАа в том, что он может чуть ли не сутки висеть в воздухе с относительно низкими расходами и обозревать местность на 360 градусов, причем делают это операторы, которые больше ни на что не отвлекаются, и которых далеко не один человек. На А-50 первоначально не было ни сменных экипажей, ни даже туалетов, но надеюсь, это в процессе эксплуатации устранили. А у Су-35 ресурс движков и оборудования отнюдь не бесконечен, что бы заставлять их непрерывно висеть в воздухе, и угол обзора РЛС как ни широк, все таки намного меньше, и пилот там один на все задачи, и он, пардон, и устает, и хочет в туалет. Сейчас все современные истребители могут обнаруживать низколетящие цели, но что то от самолетов ДРЛО никто не спешит отказываться, наоборот все больше стран ими обзаводятся.
Нет, вертолету не нужно перепрыгивать через тени холма, когда он идет в нижней части речной долины. " И лететь на высоте нескольких метров в пересеченной местности облачной ночью - верное самоубийство. Это два" Вот только летчики ВВС так не считают. И вполне летают таким образом. "Насчет того, что там летчики ВВС говорят - оставим на Вашей совести. " А ну, то есть, вы назвали меня лжецом. Окей, Сергей. Одна просьба: комментариев под моими текстами больше оставлять не надо. Не взлетит. Такой уровень аргументации как "вы лжете" вам придется практиковать в материалах других авторов.
"Напечатали глупость – извольте отвечать" Именно это с вами сейчас и происходит. Вы поступили неправильно, обвинив меня во лжи на пустом месте. Теперь за этот платите тем, что у меня более не комментируете. Элементарная вежливость -- это то, что стоит дешево, но за отсутствие чего платят дорого. .
-
0
+
Если бы одиночные рейды имели такое значение, то СССР победил бы Германию еще в 1941 когда советские бомбардировщики отбомбились по Берлину (немножко дальше чем по Белгороду не так ли)
На самом деле, эти удары, конечно, крайне опасны. Не для хода и исхода войны, а для наших женщин и детей -- вспомните удар ВСУ по ним 14 апреля в Брянской области, раненый в голову ребенок 2020 года рождения, беременная женщина и т.д. Само собой, на ходе войны для Украины это скажется отрицательно: ее лишат вооружение и прочего в итоге еще сильнее. Но, мирных граждан мы потерять рискуем, это вполне реальная угроза. Ну, как и с Басаевым было. Или Гитлером с его ребятами. К счастью, до немецкого уровня Второй мировой современная Украина радикально не дотягивает.
-
0
+
Ох, сказочники у вас там "в стране со свободной прессой". По вашему одна маленькая бомбежка с "правильной" стороны дает перемогу, а десятки ударов с "неправильной" стороны так не работают. Ах, да ведь "правильные" бьют по мирным жителям и гражданским объектам это наверняка должно помочь. А глупые агрессоры стараются не применять тяжелое вооружение в городской черте. Да за такое им по всем демократическим понятиям положена зрада.
-
0
+
Непотушенная сигарета, бывает. Если вспомнить историю "Курска", то я не удивлюсь если укропейские ракетчики здесь ни при чем. Помню радостные видосы с пуском птрк по какому-то катеру, а тут никакой видеофиксации, не то что попадания, а даже запуска ракет. https://military.wikireading.ru/h2LXSp8Q4d

Предстоящие мероприятия
Позавчера, 19:20
Мария Азарова

Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.

Вчера, 07:27
Полина

Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.

7 часов назад
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

Позавчера, 19:20
Мария Азарова

Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.

Вчера, 07:27
Полина

Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.

24 марта
Михаил Орлов

Астронавты, прибывшие на Луну в рамках программы «Аполлон», установили на ее поверхности первые внеземные сейсмографы и оценили частоту и силу лунотрясений. Теперь, спустя полвека после сбора данных о сейсмической активности Луны, ученые вновь подвергли их анализу, смогли удалить из них помехи и резко изменили оценки сейсмической активности на Луне. Оказалось, что приборы тогда зафиксировали не 13 тысяч лунотрясений, как считали ранее, а почти в три раза больше. Среди них неожиданно много слабых толчков, которые сосредоточены в северном полушарии Луны.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

18 марта
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

[miniorange_social_login]
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно