5 самых известных фотографий телескопа «Хаббл» — Naked Science
03.07.2015

5 самых известных фотографий телескопа «Хаббл»

Лучшие фотографии телескопа "Хаббл" - туманность Конская Голова, Столпы творения, галактика Сомбреро, туманность Бабочка и др.

«Звездная мощь»

Этот снимок туманности Конская Голова получен в инфракрасном диапазоне при помощи широкоугольной камеры высокого разрешения (Wide Field Camera 3) телескопа «Хаббл». Надо сказать, что туманности – одни из самых «мутных» объектов в наблюдательной астрономии, эта же фотография поражает своей четкостью. Дело в том, что «Хаббл» способен видеть сквозь облака межзвездного газа и пыли. Конечно, снимки телескопа, которыми мы привыкли восхищаться, представляют собой наложение из нескольких фотографий – эта, например, сделана из четырех снимков.

Туманность Конская Голова находится в созвездии Ориона и относится к типу так называемых темных туманностей – межзвездных облаков, настолько плотных, что они поглощают видимый свет от других туманностей или звезд, находящихся позади них. Диаметр туманности Конская Голова составляет около 3,5 световых года.

«Небесные крылья»

То, что видится нам как «крылья», на самом деле является газом, выпущенным «на прощание» исключительно горячей умирающей звездой. Звезда ярко светится в ультрафиолетовых лучах, но скрыта от прямых наблюдений плотным кольцом пыли. Все вместе называют туманностью «Бабочка», или NGC 6302, и находится она в созвездии Скорпиона. Впрочем, любоваться «Бабочкой» лучше издалека (благо расстояние от нее до нас составляет 4 тыс. световых лет): поверхностная температура этой туманности составляет 250 тыс. градусов Цельсия.

Туманность “Бабочка” / ©NASA

«Снимите шляпу»

Спиральная галактика «Сомбреро» (М104) расположена в созвездии Девы на расстоянии 28 млн световых лет от нас. Несмотря на это, она хорошо видна с Земли. Недавние исследования, впрочем, показали, что «Сомбреро» – не одна галактика, а целых две: плоская спиральная галактика находится внутри эллиптической. Помимо удивительной формы «Сомбреро» известна и предполагаемым наличием в центре нее сверхмассивной черной дыры с массой в 1 млрд масс Солнца. Такой вывод ученые сделали измерив бешеную скорость вращения звезд вблизи центра, а также сильное рентгеновское излучение, исходящее от этой сдвоенной галактики.

Галактика “Сомбреро” / ©NASA

«Непревзойденная красота»

Этот снимок считается визитной карточкой телескопа «Хаббл». На составленном из двух фото изображении мы видим спиральную галактику с перемычкой NGC 1300, которая находится примерно в 70 млн световых лет от нас в созвездии Эридан. Размер самой галактики составляет 110 тыс. световых лет – она немного больше нашего Млечного Пути, диаметр которого, как известно, около 100 тыс. световых лет и который тоже относится к типу спиральных галактик с перемычкой. Особенностью NGC 1300 является отсутствие активного ядра галактики, что, возможно, указывает на то, что в ее центре нет достаточно массивной черной дыры, либо на отсутствие аккреции.

Это изображение, полученное в сентябре 2004 года, одно из самых больших из созданных телескопом «Хаббл». Что нисколько не удивляет, ведь оно показывает галактику целиком.

Спиральная галактика с перемычкой NGC 1300 / ©NASA

«Столпы творения»

Этот снимок считается одним из самых известных фотографий знаменитого телескопа. Название его не случайно, поскольку на нем запечатлена активная область звездообразования в туманности Орел (сама туманность расположена в созвездии Змеи). Темные области в туманности «Столпы творения» – это протозвезды. Самое удивительное то, что «на данный момент» как таковых столпов творения уже не существует. По данным инфракрасного телескопа Spitzer, они были уничтожены взрывом сверхновой около 6 тыс. лет назад, но, поскольку туманность была расположена на расстоянии 7 тыс. световых лет от нас, мы сможем любоваться ею еще целую тысячу лет.

“Столпы творения” / ©NASA