Загадочная «звезда Табби» быстро теряет яркость — Naked Science
08.08.2016

Загадочная «звезда Табби» быстро теряет яркость

dyson

За последний год ничем не примечательная звезда главной последовательности KIC 8462852 стала настоящей суперзвездой астрономии. Яркость ее то и дело меняется, иногда падая на величину до 20%, и при этом ведет себя совершенно непредсказуемо. Объяснить силу и продолжительность ее затемнений не удается ни присутствием планет, ни движением обширного кометного облака, а наблюдения в ИК-диапазоне отвергают и существование газопылевого диска вокруг нее.

Недаром в первых же работах, где рассматривалось странное поведение «звезды Табби» (по имени одной из ученых, впервые сообщивших об этом), стали звучать даже весьма экзотические гипотезы. Предполагается, в частности, что наблюдаемые эффекты могут быть результатом строительства астроинженерного сооружения представителями местной высокоразвитой цивилизации – например «сферы Дайсона», которая окружает звезду и позволяет использовать всю ее энергию. Подробнее все эти вопросы, включая и доводы против этой версии, рассматриваются в свежем номере журнала Naked Science.

Тем временем наблюдения за «звездой Табби» продолжаются и приносят новые поразительные результаты. В частности, астрономы проанализировали снимки космического телескопа Kepler, который снимал KIC 8462852 в течение 1600 дней. «Мы потратили немало времени на то, чтобы убедить себя в том, что все это – не на самом деле, – сказал один из авторов работы. – Но мы не смогли». В самом деле, звезда, как оказалось, не только необъяснимо меняет светимость, но со временем эта светимость понемногу падает.

Более того, процесс этот развивается довольно странно. За 1000 дней наблюдений Kepler светимость «звезды Табби» снижалась со скоростью всего 0,34% в год, а затем резко упала сразу на 3%. Рассмотрев снимки 193 близких к KIC 8462852 звезд, а также 355 звезд с такими же характеристиками, астрономы не нашли ни единого близкого случая. Недавно вышедшая (впрочем, вызвавшая немало критики) работа, авторы которой изучили архивные данные наблюдений «звезды Табби», показала также, что за сотню лет ее светимость упала на 19%.

Все выглядит так, будто некие существа и вправду окружают ее огромной сферой. Или – как пишут более осторожные ученые – мы имеем дело с действительно уникальным сочетанием астрономических факторов. Как сказал по этому поводу Нил Деграсс Тайсон, «если вы что-то не понимаете, это еще не значит, что вы имеете дело с инопланетянами».