Ученые усомнились в путях прихода первых людей в Америку — Naked Science
11.08.2016

Ученые усомнились в путях прихода первых людей в Америку

Пока Берингов пролив был проходим, люди сумели перебраться из Сибири в Аляску и начали осваивать континенты Западного полушария. Ландшафт им открылся совсем негостеприимный: считается, что всю территорию современной Канады и север США охватывали тогда колоссальные ледники. Лишь появление узких свободных «коридоров» в результате отступления ледников позволило людям перебраться поближе к экватору.   Так, около 12,6...

bering_strait_migration_wide-97cc8ed975e9b2e2c54c72cd53f7c88acaee84c4

Так, около 12,6 тыс. лет назад появился проход восточнее Берегового хребта, проходивший по нынешней канадской провинции Альберта и далее на юг. Предполагается, что по этому коридору сюда пришли первые представители культуры Кловис, самые ранние следы пребывания которых южнее североамериканских ледников датированы примерно 13,4 тыс. лет назад.

Однако в последние годы эта стройная схема зашаталась. Совсем недавно археологи обнаружили следы присутствия людей далеко на юге еще ранее 14,5 тыс. лет назад. Эта работа может свидетельствовать в пользу других вариантов заселения Америк – в частности, теории «пан-американского хайвея», длинного, свободного от льда коридора вдоль западного побережья, который начал открываться около 14,7 тыс. лет назад.

Pedersen et al., 2016

В новой работе датский исследователь Эске Виллерслев (Eske Willerslev) и его коллеги из Европы, США и Канады провели анализ остатков древней пыльцы, животных и сохранившихся в них ДНК по образцам, собранным в осадочных породах на дне девяти озер Северной Америки – в провинции Альберта и т. д. Это позволило ученым восстановить состояние местных экосистем и обнаружить, что людьми здесь и не пахло. Об этом они сообщают в статье, опубликованной журналом Nature.

Работа показала, что проход между ледниками мог открыться еще до прихода людей Кловис, однако растения закрепились здесь слишком поздно, около 12,6 тыс. лет назад. Мелкие животные появились еще позднее, а крупные, подходящие для настоящей охоты, – только 11,5 тыс. лет назад. Наконец, еще тысячу лет спустя на этом пространстве вырос лес.

Ученые делают вывод о том, что хотя проход восточнее прибрежного коридора был свободен достаточно давно, он стал обитаем слишком поздно для того, чтобы послужить путем миграции первых людей южнее североамериканских ледников того времени. Тысячелетиями это была мертвая пустыня, неспособная дать ни мяса в пищу, ни древесины, чтобы согреться у костра.

По мнению авторов, это означает, что первые американские переселенцы продвигались от Аляски на юг каким-то альтернативным маршрутом; возможно, предполагаемым «пан-американским хайвеем» вдоль тихоокеанского побережья материка.