Ученые опровергли выдающиеся мыслительные способности новокаледонских воронов — Naked Science
10.08.2016

Ученые опровергли выдающиеся мыслительные способности новокаледонских воронов

В 2002 г. в журнале Science появилась статья о сногсшибательной Бетти, самке новокаледонского ворона (Corvus moneduloides), которая продемонстрировала «почти человеческую способность изобретать и использовать инструменты». В экспериментах с пищей, «застрявшей» в трубке, она нашла подходящий кусок проволоки, согнула его крючком и успешно поддела лакомый кусочек.   Ученые сочли это доказательством способностей птиц изобретать новые инструменты, то...

Ученые сочли это доказательством способностей птиц изобретать новые инструменты, то есть проявлять исключительно сложное поведение, требующее великолепных навыков абстрактного мышления. Однако новые эксперименты с новокаледонскими воронами заставляют думать, что Бетти действовала немногим разумнее запрограммированного робота.

В статье, опубликованной орнитологами шотландского Сент-Эндрюсского университета в журнале Royal Society Open Science, они описывают результаты четырех лет наблюдений за 18-ю воронами, которые были пойманы в Новой Каледонии и временно содержались в клетках. За это время ученые зафиксировали в общей сложности 85 случаев изготовления птицами инструментов из веток.

Кристиан Ратс (Christian Rutz) и соавторы отмечают, что практически всегда вороны действовали по одной и той же схеме. Клювом отламывали мелкую веточку с кустарника, а затем кусали место ее соединения с более толстой веткой, превращая в крючок. Однако в 10 случаях птицы дорабатывали инструмент, зажав в отверстии или просто лапой и загибая длинной дугой.

Это было именно то, что «изобрела» сногсшибательная Бетти в предыдущих экспериментах. Судя по всему, сгибание инструмента является частью «встроенного» алгоритма, естественного для поведенческого репертуара птиц, но не проявлением высоких когнитивных способностей. В самом деле, предъявив воронам инструменты-крючки с прямым и изогнутым «древком», ученые отметили, что те постоянно предпочитают изогнутые.

Причина этих предпочтений остается загадкой – возможно, такие инструменты просто легче захватывать птичьей лапой или клювом. Тем не менее, о славе поразительной умницы, новокаледонской вороны Бетти, видимо, придется забыть.